Ольга Абрамова
Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Разработала музыкальный руководитель
Абрамова О. А. МАДОУ «Детский сад №6
«Колокольчик»
Г. Прокопьевск, Кемеровская область
2. Возрастные возможности дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.
Публикация «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Различают высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. При незначительной помощи взрослого выполняют простейшие движения: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку согласуя движения с характером музыки.
Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш). С желанием исполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, общий рисунок в танцах, особенности в музыкальных играх.
Дети 5-7 лет: с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная методика обучения и систематичность занятий.
II. Комплекс музыкально-ритмических игр для дошкольников.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и др.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Каждая музыкальная игра, пляска, хоровод имеют четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого педагоги учат детей воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.
Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности.
Музыкально-ритмическая деятельность, в том числе и музыкальные игры, условно делятся на две группы:
восприятие музыки;
воспроизведение ее выразительных средств в движении.
Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки. Ребенок начинает выделять отдельные, наиболее яркие средства - регистры, динамические, смысловые нюансы, метрическую пульсацию, акценты, ритмические фигурации, структуру произведения - мотив, фразу, предложение.
Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений (ходьба, бег, подскоки, сюжетной драматизации и драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии, танца (элементы народного танца и современного балета).
Добиваясь выразительности при выполнении движений детьми, необходимо следить за тем, насколько сильно и точно передают они особенности того или иного музыкального произведения.
В процессе этих коллективных занятий развиваются индивидуальные
способности каждого ребенка. В игре или пляске педагог ставит ребенка в такие условия, когда он должен проявить инициативу, активность, находчивость, решительность, а музыка, сопровождающая движения, повышает жизненный тонус детей, улучшает качество движений, способствует ритмичности и большей координации.
Музыкально-ритмические игры, дающие представление о наличии или отсутствии музыки.
«Птицы в гнёздышках» (для детей 3-х лет)
Описание: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. Под музыку птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. Как только музыка останавливается, дети возвращаются на свои места.
Указания: для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол.
«Замри»
Звучит музыка, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент остановки музыки. Музыка звучит, ребята опять начинают танцевать. Игру можно повторить 2-3 раза.
«Дети и медведь» (для детей 4-5 лет)
Звучит весёлая музыка, все дети свободно двигаются по залу. Как только музыка прекращается, дети замирают. Из берлоги выходит на охоту медведь – водящий. Всех, кто шевелится, медведь забирает с собой. Звучит музыка – медведь уходит, а дети прыгают, бегают под музыку. Через некоторое время водящий меняется.
«Дирижёр – оркестр» (для детей 5-7 лет)
По кругу выкладываются обручи на один меньше, чем играющих. Все играющие – солдатики – стоят на своём посту в обручах. Дирижёр стоит в центре круга. В руках у него какой – либо музыкальный инструмент. Под музыку марша все солдатики идут в обход по кругу в ритме музыки строевым шагом. Дирижёр играет на музыкальном инструменте в такт музыки. Как только музыка останавливается, дирижёр и солдатики должны занять обруч. Кто остаётся без поста, становится дирижёром.
«Капканы» (для детей 5-7 лет)
Выбираются два водящих, которые стоят лицом друг к другу, держась за руки – это капкан. Все играющие с началом музыки бегут по кругу, пробегая под капканом. Как только музыка прекратиться, капкан закрывается. Те, кто попался в него, образуют следующий капкан. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 победителя.
Музыкально-ритмические игры, формирующие навык ориентации в пространстве.
«Паровозик»
Ребята строятся друг за другом в один «паровозик» и начинают двигаться по залу (змейкой, по кругу, ехать по линии, по диагонали) и на каждой станции выполняют определенное упражнение: на станции «Попрыгушкино» – прыгают, на «Хлопушкино» – хлопают и т. п. (Умение двигаться друг за другом пригодится на сцене в показательных танцевальных миниатюрах).
Игра “Найди свой кружок”
Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое, остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию, в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В. А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)
«Встаньте в круг по.» (для детей 6-7 лет)
Количество игроков: не меньше 8 человек.
Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. Как только музыка останавливается, игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.
«Найди своё место» (для детей 6-7 лет)
Все дети стоят в шеренге или в кругу или в колонне. Звучит музыка. Играющие передвигаются под соответствующую музыку : ходят, бегают, прыгают. Как только музыка прекращается, все дети должны быстро занять свои места в шеренге, кругу или колонне. Педагог отмечает тех, кто правильно занял место в строю.
Музыкально-ритмические игры, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
«Кто вышел погулять?» (для детей 3-4 лет)
Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».
«Звери в домиках» (для детей 4-5 лет)
Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
«Весёлый мяч» (для детей 5-6 лет)
Цель игры: учить детей слушать музыку, развивать творческие способности у ребят.
Дети встают в круг. Затем руководитель даёт одному из ребят мяч, который он передаёт по часовой стрелке по кругу, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, ребёнок, у которого на данный момент мяч остался в руках, должен станцевать.
Особым правилом игры является то, что нельзя повторять движения. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.
«Танцевальная фигура замри» (для детей 6-7 лет)
Количество игроков: любое.
Ведущий стоит спиной к игрокам. Звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, дети замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.
«Достраивание фигур» (6-7 лет)
Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом : один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается "достроить" композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.
Затем к ним "подстраивается" третий человек, четвертый и так далее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко - многоногая фигура.
Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.
Кто такой я? (для детей 6-7 лет)
Ведущий игру предварительно готовит для всех ряд карточек с простыми понятиями. ( К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т. д.)
Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача – станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы "изнутри". Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!
Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать – кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.
Игра- импровизация «Звездопад»
Музыкальный материал : аудиозапись «Падают белые звезды» муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
1. Легкий бег на носочках.
2. Бег с подскоками.
3. Переменный шаг в сторону и вперед.
4. Свободные движения руками.
5. Имповизационные движени
Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.
Методика организации игры:
1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы. Распределяются роли по желанию детей.
Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.
Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов
Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.
Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.
На окончание машу друг другу ладошками.
Музыкально-ритмические игры на знакомство дошкольников с темпом в музыке.
«Зайцы» (для детей 3-х лет)
Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинака «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут) под музыку соответствующего характера.
«Зима-лето» (для детей 3-4 лет)
В игре два времени года: зима и лето. Дети делятся на две команды. Первой команде выдаются снежинки в, а второй – цветочки. На медленную музыку вылетают снежинки, на быструю музыку выходят цветочки.
«Ласточки, воробьи и петухи» (для детей 5-6 лет)
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.
Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать) какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.
«Автомобили» (для детей 6-7 лет)
Все играющие стоят в шахматном порядке. Музыка звучит медленно - дети выполняют полуприсев и берутся руками «за руль». Темп музыки ускоряется - дети издают звуки, имитирующие звук мотора. Музыка звучит в быстром темпе - дети свободно передвигаются бегом, шагом по залу (под музыку) с разной скоростью. Как только музыка прекоащается, дети должны быстро занять свои места. Кто во время игры сталкивается – «попадает в аварию», тот выбывает – «отправляется в мастерскую на ремонт», а те ребята, которые не успевают поставить «машины в гаражи», тоже выбывают из игры.
«Жмурка» (для детей 6-7 лет)
Музыкальный материал : русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.
Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.
Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
С окончанием музыки жмурка ловит детей.
Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
3. Избегать столкновения
«Снеговики и снежинки» (для детей 6-7 лет)
Музыкальный материал :«Вальс» Ф. Гершовой, «Чешская полька».
Движения, используемые в игре: шаг польки, плавное кружение.
«Снежинки» и «снеговики» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку быстрой польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку медленного вальса - кружатся «снежинки». Пьесы исполняются в разной последовательности несколько раз. С окончанием звучания музыки «снеговики» ловят «снежинок».
Игры, дающие представление о регистре музыки.
«Кто в домике живёт?» (для детей 3-4 лет)
Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком, например «Кошка» Александрова, «Медведь» Левкодимова и др. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы матери и детёныша, им предлагается поиграть. После этого педагог проигрывает мелодию в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: кошка или котёнок, медведица или медвежонок. А дети должны изобразить в движении соответствующий образ.
Игра «Три медведя» (для детей 5-7 лет)
Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.
Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Дети встают в 3 круга. Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.
Игры, формирующие представления дошкольников о динамике в музыке.
«Тихо и громко» (для детей 3 лет)
Оборудование: магнитофон, аудиокассета.
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят
на цыпочках, под громкую - топают ногами.
«Кошки-мышки» (для детей 3-4 лет)
Педагог готовит два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда музыка звучит громко, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают и садятся на стульчики («прячутся в норки»).
«Совушка» (для детей 4-5 лет)
Выбирается водящий – совушка. Её гнездо находиться в стороне. Педагог объясняет детям: «День наступает – всё оживает» - дети ходят, бегают, прыгают (подражают животным, насекомым). «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в своё гнездо. Игра проводится под музыку : «день…» - музыка звучит громко, «ночь…» - музыка звучит тихо.
Список литературы
1. А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Санкт - Петербург, 2000. - 220с.
2. Бочкарева Н. И. Ритмика. - Кемерово,1998.
3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М. : Владос, 2000. – 304с.
4. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2000.
5. Палавандишвили М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. М., 2006. – 211с.
6. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 1,2,3,4,5, Санкт-Петербург, 2010.
7. Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. — М., 1990. — С. 152—205.