Лучший педагог года

Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Абрамова
Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Разработала музыкальный руководитель

Абрамова О. А. МАДОУ «Детский сад №6

«Колокольчик»

Г. Прокопьевск, Кемеровская область

2. Возрастные возможности дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.

Публикация «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.

Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Различают высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. При незначительной помощи взрослого выполняют простейшие движения: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку согласуя движения с характером музыки.

Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш). С желанием исполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, общий рисунок в танцах, особенности в музыкальных играх.

Дети 5-7 лет: с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная методика обучения и систематичность занятий.

II. Комплекс музыкально-ритмических игр для дошкольников.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и др.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Каждая музыкальная игра, пляска, хоровод имеют четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого педагоги учат детей воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.

Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности.

Музыкально-ритмическая деятельность, в том числе и музыкальные игры, условно делятся на две группы:

восприятие музыки;

воспроизведение ее выразительных средств в движении.

Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки. Ребенок начинает выделять отдельные, наиболее яркие средства - регистры, динамические, смысловые нюансы, метрическую пульсацию, акценты, ритмические фигурации, структуру произведения - мотив, фразу, предложение.

Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений (ходьба, бег, подскоки, сюжетной драматизации и драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии, танца (элементы народного танца и современного балета).

Добиваясь выразительности при выполнении движений детьми, необходимо следить за тем, насколько сильно и точно передают они особенности того или иного музыкального произведения.

В процессе этих коллективных занятий развиваются индивидуальные

способности каждого ребенка. В игре или пляске педагог ставит ребенка в такие условия, когда он должен проявить инициативу, активность, находчивость, решительность, а музыка, сопровождающая движения, повышает жизненный тонус детей, улучшает качество движений, способствует ритмичности и большей координации.

Музыкально-ритмические игры, дающие представление о наличии или отсутствии музыки.

«Птицы в гнёздышках» (для детей 3-х лет)

Описание: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. Под музыку птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. Как только музыка останавливается, дети возвращаются на свои места.

Указания: для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол.

«Замри»

Звучит музыка, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент остановки музыки. Музыка звучит, ребята опять начинают танцевать. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Дети и медведь» (для детей 4-5 лет)

Звучит весёлая музыка, все дети свободно двигаются по залу. Как только музыка прекращается, дети замирают. Из берлоги выходит на охоту медведь – водящий. Всех, кто шевелится, медведь забирает с собой. Звучит музыка – медведь уходит, а дети прыгают, бегают под музыку. Через некоторое время водящий меняется.

«Дирижёр – оркестр» (для детей 5-7 лет)

По кругу выкладываются обручи на один меньше, чем играющих. Все играющие – солдатики – стоят на своём посту в обручах. Дирижёр стоит в центре круга. В руках у него какой – либо музыкальный инструмент. Под музыку марша все солдатики идут в обход по кругу в ритме музыки строевым шагом. Дирижёр играет на музыкальном инструменте в такт музыки. Как только музыка останавливается, дирижёр и солдатики должны занять обруч. Кто остаётся без поста, становится дирижёром.

«Капканы» (для детей 5-7 лет)

Выбираются два водящих, которые стоят лицом друг к другу, держась за руки – это капкан. Все играющие с началом музыки бегут по кругу, пробегая под капканом. Как только музыка прекратиться, капкан закрывается. Те, кто попался в него, образуют следующий капкан. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 победителя.

Музыкально-ритмические игры, формирующие навык ориентации в пространстве.

«Паровозик»

Ребята строятся друг за другом в один «паровозик» и начинают двигаться по залу (змейкой, по кругу, ехать по линии, по диагонали) и на каждой станции выполняют определенное упражнение: на станции «Попрыгушкино» – прыгают, на «Хлопушкино» – хлопают и т. п. (Умение двигаться друг за другом пригодится на сцене в показательных танцевальных миниатюрах).

Игра “Найди свой кружок”

Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое, остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию, в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.

Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В. А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)

«Встаньте в круг по.» (для детей 6-7 лет)

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. Как только музыка останавливается, игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

«Найди своё место» (для детей 6-7 лет)

Все дети стоят в шеренге или в кругу или в колонне. Звучит музыка. Играющие передвигаются под соответствующую музыку : ходят, бегают, прыгают. Как только музыка прекращается, все дети должны быстро занять свои места в шеренге, кругу или колонне. Педагог отмечает тех, кто правильно занял место в строю.

Музыкально-ритмические игры, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

«Кто вышел погулять?» (для детей 3-4 лет)

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

«Звери в домиках» (для детей 4-5 лет)

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

«Весёлый мяч» (для детей 5-6 лет)

Цель игры: учить детей слушать музыку, развивать творческие способности у ребят.

Дети встают в круг. Затем руководитель даёт одному из ребят мяч, который он передаёт по часовой стрелке по кругу, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, ребёнок, у которого на данный момент мяч остался в руках, должен станцевать.

Особым правилом игры является то, что нельзя повторять движения. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.

«Танцевальная фигура замри» (для детей 6-7 лет)

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам. Звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, дети замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

«Достраивание фигур» (6-7 лет)

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом : один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается "достроить" композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.

Затем к ним "подстраивается" третий человек, четвертый и так далее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко - многоногая фигура.

Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.

Кто такой я? (для детей 6-7 лет)

Ведущий игру предварительно готовит для всех ряд карточек с простыми понятиями. ( К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т. д.)

Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача – станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы "изнутри". Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!

Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать – кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.

Игра- импровизация «Звездопад»

Музыкальный материал : аудиозапись «Падают белые звезды» муз. Протасова.

Движения, используемые в игре:

1. Легкий бег на носочках.

2. Бег с подскоками.

3. Переменный шаг в сторону и вперед.

4. Свободные движения руками.

5. Имповизационные движени

Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.

Методика организации игры:

1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы. Распределяются роли по желанию детей.

Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.

Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов

Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.

Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.

На окончание машу друг другу ладошками.

Музыкально-ритмические игры на знакомство дошкольников с темпом в музыке.

«Зайцы» (для детей 3-х лет)

Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинака «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут) под музыку соответствующего характера.

«Зима-лето» (для детей 3-4 лет)

В игре два времени года: зима и лето. Дети делятся на две команды. Первой команде выдаются снежинки в, а второй – цветочки. На медленную музыку вылетают снежинки, на быструю музыку выходят цветочки.

«Ласточки, воробьи и петухи» (для детей 5-6 лет)

Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);

Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;

Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.

Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать) какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.

«Автомобили» (для детей 6-7 лет)

Все играющие стоят в шахматном порядке. Музыка звучит медленно - дети выполняют полуприсев и берутся руками «за руль». Темп музыки ускоряется - дети издают звуки, имитирующие звук мотора. Музыка звучит в быстром темпе - дети свободно передвигаются бегом, шагом по залу (под музыку) с разной скоростью. Как только музыка прекоащается, дети должны быстро занять свои места. Кто во время игры сталкивается – «попадает в аварию», тот выбывает – «отправляется в мастерскую на ремонт», а те ребята, которые не успевают поставить «машины в гаражи», тоже выбывают из игры.

«Жмурка» (для детей 6-7 лет)

Музыкальный материал : русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.

Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.

Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.

Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.

Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.

С окончанием музыки жмурка ловит детей.

Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.

Игра повторяется несколько раз.

Примечания:

1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.

2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.

3. Избегать столкновения

«Снеговики и снежинки» (для детей 6-7 лет)

Музыкальный материал :«Вальс» Ф. Гершовой, «Чешская полька».

Движения, используемые в игре: шаг польки, плавное кружение.

«Снежинки» и «снеговики» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку быстрой польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку медленного вальса - кружатся «снежинки». Пьесы исполняются в разной последовательности несколько раз. С окончанием звучания музыки «снеговики» ловят «снежинок».

Игры, дающие представление о регистре музыки.

«Кто в домике живёт?» (для детей 3-4 лет)

Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком, например «Кошка» Александрова, «Медведь» Левкодимова и др. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы матери и детёныша, им предлагается поиграть. После этого педагог проигрывает мелодию в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: кошка или котёнок, медведица или медвежонок. А дети должны изобразить в движении соответствующий образ.

Игра «Три медведя» (для детей 5-7 лет)

Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.

Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Дети встают в 3 круга. Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

Игры, формирующие представления дошкольников о динамике в музыке.

«Тихо и громко» (для детей 3 лет)

Оборудование: магнитофон, аудиокассета.

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят

на цыпочках, под громкую - топают ногами.

«Кошки-мышки» (для детей 3-4 лет)

Педагог готовит два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда музыка звучит громко, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают и садятся на стульчики («прячутся в норки»).

«Совушка» (для детей 4-5 лет)

Выбирается водящий – совушка. Её гнездо находиться в стороне. Педагог объясняет детям: «День наступает – всё оживает» - дети ходят, бегают, прыгают (подражают животным, насекомым). «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в своё гнездо. Игра проводится под музыку : «день…» - музыка звучит громко, «ночь…» - музыка звучит тихо.

Список литературы

1. А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Санкт - Петербург, 2000. - 220с.

2. Бочкарева Н. И. Ритмика. - Кемерово,1998.

3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М. : Владос, 2000. – 304с.

4. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2000.

5. Палавандишвили М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. М., 2006. – 211с.

6. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 1,2,3,4,5, Санкт-Петербург, 2010.

7. Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. — М., 1990. — С. 152—205.

Публикации по теме:

Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста «Влияние музыкально – ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста» В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности.

Комплекс предметных дидактических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизинера) для детей младшего дошкольного возраста Работа с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера предусматривает два этапа. Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет).

Комплекс словесных дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста В детском саду словесные игры проводятся с детьми не только с целью как-то заполнить их досуг, но и научить правилам игр в команде, координировать.

Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» представляет собой систему игр, направленных на развитие.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация Значение музыкально-ритмических движений в развитии произвольного поведения детей среднего дошкольного возраста Дошкольное детства значимо как период, определяющий весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде.

Мастер-класс на тему «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Пугачева Саратовской области» Конспект для проведения мастер.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста Игра «Дорожка» Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте. Ход игры: дети выбирают.

Развитие эмоциональной сферы у детей посредством различных музыкальных игр и упражнений. Комплекс музыкально-подвижных игр Музыкальный руководитель Михальская С. Н. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но он имеет.

Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игрСказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказка-шумелка – это повествование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 20:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Абрамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД