Елена Александровна Шебунова
Проект «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.
Задачи:
1. Закрепить навыки столового этикета, сформированные у детей старшего дошкольного возраста;
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
2. Разработать консультации и памятки для родителей по вопросу воспитания у детей столового этикета;
3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.
4. Формировать интерес у детей к изучению правил столового этикета и навыков применения его в быту.
5. Сформировать желание у родителей обращать внимание на соблюдение столового этикета у детей в повседневной семейной жизни.
Автор проекта: Шебунова Е. А.
Вид и тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.
Место проведения: подготовительная группа № 12, МАДОУ «Д/С № 19 г. Благовещенска».
Сроки проведения: с 1.03. по 29.03.2019г.
Режим работы: в течение всего дня (на занятиях и вне занятий).
Количество участников проекта: 2 воспитателя, дети группы, коллектив детского сада.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: беседы, НОД, игровые ситуации и упражнения, дидактические словесные и настольные игры, чтение художественной литературы и фольклора, консультации для воспитателей и родителей.
Ожидаемые результаты: по окончанию проекта дети научились различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ); пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; овладели основами дизайна праздничного стола; научились складывать тканевые и бумажные салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.
Актуальность проекта обусловлена:
• возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых.
• потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета.
• объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми старшего дошкольного возраста норм и правил этикета.
Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной нами проблемы мы определили следующие задачи по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста:
— формирование навыка культуры поведения за столом в соответствии с правилами;
— развитие потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия пищи;
— воспитание желания соответствовать эталонам красоты внешнего вида.
Для усовершенствования навыков столового этикета мы разработали этапы формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап
Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета:
• осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии НОД,
• закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов,
• оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.
Второй этап
Мы пополнили предметно-пространственную среду предметами необходимыми для организации работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Мы оснастили Центр этикета в группе следующими предметами:
А) предметы для уголка дежурных:
- практичные клеенчатые фартучки, красивые колпачки для дежурных; праздничный комплект формы для дежурных;
- карточки дежурных;
- плакат «Правила поведения за столом»;
- схема дежурных;
- алгоритм сервировки стола;
- схема рассаживания детей;
- совок и метелка для уборки со стола;
- чайник (красивая накидка на чайник и салфетка под него) и набор одноразовых стаканчиков.
Б) предметы необходимые для сервировки и украшения стола:
- предметы посуды - хлебницы, ложечки, вилки и ножи, стаканчики, чайные пары и т. д.);
- вазочка с цветами;
- бумажные цветы с улыбающимися и грустными смайликами;
- салфетницы - разной формы и цвета;
- комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);
В) набор дидактического материала:
- схемы складывания салфеток;
- схемы сервировки стола;
- картотека д/игр и д/упражнения по столовому этикету;
- тематическая подборка игр и упражнений :тема «Посуда»;
- презентации: «Посуда и столовые приборы»; «Этапы овладения правилами столового этикета», «Итоговое занятие по теме: «Этикет за столом»».
- подборка раскрасок по теме.
- материал к сюжетно-ролевой игре «Кафе».
Третий этап
Мы разработали содержание и организовали проведение серии этических занятий и цикла этических бесед, направленных на формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста. А также подобрали художественную литературу и фольклор по теме.
Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:
1. «Культура поведение за столом».
2. «Как вести себя за столом» (продолжение предыдущего занятия).
3. «Столовые приборы».
4. «Дорога ложка к обеду»
5. «Десять фактов о столовых приборах»
6. «Правила поведения за столом в форме игры «Крестики-нолики»»
7. Мастер-класс «Играя, учимся вести себя за столом»
8. «Знает каждый с детских лет, что такое этикет».
9. Итоговое занятие «Азбука этикета».
Занятия проводились в течение 30-35 минут, один раз в неделю в первой половине дня. В некоторые занятия вводился сказочный персонаж, в каких-то занятиях дети участвовали сами. Это привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие на занятии.
Цикл этических бесед «Час этикета» включал в себя беседы на следующие темы:
1. «Как правильно вести себя за столом».
2. «Посуда и столовые приборы».
3. «Как правильно и красиво накрыть стол».
4. «Традиции чаепития на Руси».
5. «Чайный этикет».
6. «Чаепитие друзей».
Беседы проводились в течение 15-20 минут, один раз в неделю в первой половине дня. Накануне каждой беседы с детьми проводилась предварительная работа. Во многие беседы вводились сказочные персонажи, что привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие в процессе беседы. Основной целью этических бесед было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.
Художественная литература и фольклор по теме:
1. Пословицы и поговорки о столовом этикете.
2. Загадки про столовые приборы.
3. Что такое этикет, стихи для детей. (Юрий Чернов)
4. Детсадовский этикет: как вести себя в детском саду (Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова)
5. Стихи о посуде разных авторов.
6. «Федорино горе» К. Чуковский.
Четвертый этап
Мы закрепляли навыки столового этикета у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов.
Тематика упражнений:
• «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».
• «Съедим кусочек хлеба».
• «Сервировка стола».
• «Моя помощница - салфетка».
• «Суп и каша - пища наша».
• «Все за стол».
Упражнения проводились 20 – 25 минут по подгруппам и индивидуально. Основной целью упражнений было предоставить детям возможность применить полученные знания и освоенные умения по правилам столового этикета на практике.
В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, включающей в себя поведение серии НОД, цикла этических бесед и упражнений, мы заметили следующие изменения:
- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;
- дети освоили правила сервировки стола;
- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;
- дети научились соблюдать правила столового этикета;
- дети овладели правилами культуры еды.
Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них навыков столового этикета, мы параллельно работали с педагогами ДОУ и родителями воспитанников в рамках данной проблемы.
Формы работы, которые мы предложили педагогам были следующие:
• Беседы на темы:
• «Особенности работы по формированию у старших дошкольников навыков столового этикета».
• Какие, по-вашему, должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми?
• Консультации на темы:
• «Правила проведения занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста».
• «Обучение ребенка правилам поведения за столом».
• «Этикет с малых лет»
• «Этикет за столом».
• «Традиции и обычаи чаепития в России».
• Викторина «Знатоки столового этикета».
Формы работы, которые мы предложили родителям :
• Консультации:
• «Соблюдение правил столового этикета»
• «Дети за столом: никогда не поздно и никогда не рано»
• «О знании правил столового этикета»
• «Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи»
• «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»
• «Застольный этикет для самых маленьких»
• «Этикет за столом»
• Фоторепортаж «Едим дома. Детский стол»
• Ширма-раскладка и буклет «Правильное питание»
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась продуктивной. Результаты нашей работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.
Презентация проекта: проведение итогового занятия «Азбука этикета» с детьми, викторина "Знатоки столового этикета" с педагогами и родителями.