Наталья Ильясова
Досуг как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно себе представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задание. Поэтому мы и обратили свое внимание на проблему использования активного отдыха, в частности досуга.
Публикация «Досуг как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Проблема нашего исследования, является использование досугов, как средство совершенства двигательных навыков и умений.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что досуг как разновидность активного отдыха не занял должного места в системе работы детских садов. Первая причина проблемы в том, что досуги проводятся эпизодически, система проведения не выработана. Вторая причина, которая диктует важность этой проблемы: ухудшение состояния здоровья детей и третья причина это то, что досуги как разновидность активного отдыха, имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Над проблемой досуга работали такие авторы как: А. В. Чебатырев, В. Г. Алямовская, Г. Н. Осокина, В. В. Шебеко и др. Заслуга их в том, что они определили место досуга в режиме дня, показали значение для все стороннего развития ребенка дошкольного возраста, разработали виды и методику проведения досугов и определили их содержание.
Ознакомившись с литературой и проанализировав программы по использованию досугов, мы попытались ответить на следующие вопросы:
- выделяется ли раздел «Активный досуг»?
- какие виды досугов преобладают?
- с какого возраста вводятся досуги?
- какие еще методические рекомендации дают программы по организации досугов?
И пришли к следующему:
- в программе Васильевой «Воспитание и обучение» данный раздел не выделяется.
- в программе «Детство» вообще упоминания об активном отдыхе нет.
- во всех остальных программах прослеживается тоже самое. И только в программе «Здоровье», «Как воспитать здорового ребенка» В. Г. Алямовской рассматривается комплексная система воспитания дошкольника : физически здорового, разносторонне развитого, раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т. е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребенка, путем догрузки, и его организма необходимым по возрасту объемом мышечной деятельности, а так же способствует предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
Мы не случайно обратились к теме досуга, т. к. она является более интересной и глобальной. Объект нашего исследования : физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: МБДОУ детский сад № 315.
Цель исследования: повышение эффективности организации физкультурного досуга в МБДОУ детский сад № 315.
Методы исследования: изучение литературы и документов.
Гипотеза: мы предполагаем, что разнообразные формы и виды проведения досугов повысят эффективность совершенствования двигательных умений и навыков, если разработать системы разных видов и форм досугов.
Свою работу исследовательской части начали с того, что определили экспериментальную группу и поставили следующие задачи констатирующего эксперимента:
- выявить состояние работы по данной проблеме в детском саду и в группе
- выявить состояние здоровья и физической подготовленности детей
- выяснить сколько раз проводятся, принцип проведения досугов, длительность проведения
- выяснить, какие виды досугов проводятся
- какова их роль в развитии детей
Для реализации этих задач были использованы следующие методы констатирующего эксперимента: наблюдение за досугами, беседы с физоргом, воспитателями (в чем заключается подготовка к проведению досугов и т. д., анкетирование группы детей. Вопросы к детям: как часто проводятся досуги?; сформирован ли интерес к досугам у детей?; принимают ли дети и родители участие в создании сценария досуга?; анализ планов воспитателей за три месяца.
Для того, чтобы узнать отношение самих детей к проведенным воспитателями досугов, побеседовали с группой детей по следующим вопросам: любишь ли ты спорт?; любишь ли ты участвовать в досугах?; как участвуешь?. Данные эксперимента позволяют сделать следующий вывод, что проводится недостаточное количество досугов, нет системы в проведении досугов, досуги однообразные, в основном проводятся досуги с использованием эстафет, формальное участие родителей, либо его отсутствие. Формирующий эксперимент.
Мы выдвинули следующие задачи:
- развивать систему разных досугов
- включить в эту систему разные варианты досугов
- апробировать эту систему на практике
- сформировать положительное эмоциональное отношение к досугам
Реализация данных задач прошла в ходе пробной практики. Свою работу мы начали с того, что составили перспективный план. Для создания радостного настроении у детей при проведении физкультурного досуга были созданы условия: предварительное оформление спортивной площадки, в течении дня создается праздничное настроение. Проведя физкультурный досуг мы его заканчиваем сюрпризным моментом: угощением или награждением значками, открытками, цветами или коллективным подарком для всей группы. Проведенные досуги очень понравились детям, т. к. в досугах участвуют сказочные персонажи и сами ребята принимали участие. Дети хорошо справились каждый со своей ролью и это было приятным сюрпризом для других команд. Ребята были очень активны, мероприятие прошло весело, на подъеме. В заключении мы хотели бы пожелать, посоветовать воспитателям, что бы они не отходили, не отмахивались от такой формы работы с детьми, а проводили регулярно все виды физкультурных развлечений – и Дни здоровья, и физкультурные праздники, и конечно же досуги. А также у нас пожелание к ним – организовывать ту деятельность ребят во время спортивного мероприятия, чтобы дети все до единого приняли участие. Так как мы на опыте убедились, что если хорошо поставить дело, то дети, которых ни что не интересует, с удовольствием примут участие в любом, но интересном конкурсе, эстафете, аттракционе, подвижной игре. Физкультурные праздники и развлечения хороши тем, что в игровой, ненавязчивой и очень интересной форме, дети получают заряд бодрости, энергии, здоровья. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что занятия по физической культуре с использованием таких средств и методов как, игра и театрализация являются более эффективными и доступными для детей дошкольного возраста. Повышается интерес детей к занятиям физической культуры, дети становятся эмоциональными, раскрывается их творческий потенциал. По результатам диагностики, проводимой нами, стало видна динамика увеличения физических и двигательных качеств детей.