Людмила Абрамова
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка» г. Жиздры
Абрамова Л. В.
Жиздра - 2016
Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];
- умение чётко произносить звук [Р] в слогах;
- образование существительных множественного числа;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] в слогах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- расширение и активизация словарного запаса;
- формирование связи звука и буквы.
Коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование:
-для обучающегося: предметные картинки;
-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.
Ход занятия
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
1. Приветствие.
- Мирослава, здравствуй! Не забывай наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.
2. Артикуляционная гимнастика.
Жил-был маленький Язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам.
Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво.
Словно маятник часов
Покачаться он готов!
(Упражнение «Часики» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).
Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки» : рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).
Чищу зубы, чищу зубы,
И с наружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
Захотелось язычку отведать вкусный завтрак. Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье») :
Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.
Язычок и подниму и остатки оближу.
Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верхним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них) :
Пьем вкусный чай
Из красивой чашки.
Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь прогуляться на улице! Встретил по дорожке он барабанщика.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит:
Д-д-д, д-д-д
Рядом с барабанщиком сидела кошка. От звука барабана она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).
Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка») :
Я лошадка Серый бок!
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок.
Если хочешь - прокачу!
Цок-цок-цок.
Около пруда язычок увидел индюшат. (Упражнение «Индюшата» : положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Медленно поглаживать губу языком и добавить голос, пока не послышатся звуки БЛ-БЛ-БЛ.)
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко» : широко открыть рот).
Посмотрел язычок в окошко, а там выглянуло солнышко, и язычок прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а язычок слушает, как шторка шуршит: ррррррр…
II. Актуализация знаний.
1. Уточнение произношения звука [Р].
- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].
Характеристика звука :
- Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.
Посредине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути её.- Молодцы! А сейчас ещё раз остановим лошадку. (Тррр)
2. Связь звука с буквой.
- Согласный звук [р] обозначает буква «эр», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.
3. Развитие фонематического слуха.
Дай сигнал колокольчиком тогда, когда услышишь звук [р] :
к, р, п, р, л, в, р
ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи
Ракета, кот, крыша, самолет, самовар
4. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Посмотри, какую коробочку я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает деревянные бусинки.
Давай мы выберем все бусинки и проложим из них дорожку к домику Язычка. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:
Ра - ру - ры Арка - урка - ырка
Ры –ра - ру Ырка - арка- урка
Ру –ры - ра Урка – ырка - арка
- Молодец! У тебя хорошо получается.
- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Не успел Язычок зайти в свой домик, как видит, летят мимо самолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым самолетом. С первым самолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает самолет и произносит слог.). Ребё нок повторяют: ра, ры, рэ, ро, ру.
Затем полетели мимо вертолеты. Решил Язычок и сними вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ар. Со вторым здоровается: ыр. (Показывает вертолет и произносит слог.) Ребё нок повторяют: ар, ор, эр, ыр, ур.
5. Игра «Доскажи словечко».
Спустился вертолётик, позвал Язычка полетать. Летит Язычок, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р] :
ша. забо. мухомо. топо. кома. помидо.
Пролетает Язычок над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.
Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра»
Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов : ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.
6. А пока Язычок приземляется у нас физкультминутка.
Мы топаем ногами – топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаем, и бегаем кругом.
1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
7. Пальчиковая гимнастика.
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
8. Развитие зрительного внимания.
Приземлился Язычок и увидел ракеты. Внимательно посмотри на них и решил познакомиться ракеты, у которых два иллюминаторами. Обведи их в кружочек.
9. Игра «» Один – много».
Устал Язычок, зашёл в свой домик, сел и стал играть в свою любимую игру «Один - много». Давай и мы поиграем. Вспомним, что язычок видел сверху, когда летал с вертолётом. (Шар, забор, мухомор, топор, комар, помидор).
10. Закрепление звука в слогах.
Все сегодняшний день закончился, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?
Ра-ра-ра — Ры-ры-ры — Ра-ра-ра — Ру-Ру-Ру — Ры-ры-ры
Ребенок повторяет слоговую цепочку.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Какой сегодня, звук мы красиво и громко произносили?
Ребёнок. Р-р-р.
Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р].
Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.
Литература.
1. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
2. Волина, В. В Занимательное азбуковедение – М:. Просвящение. 1991.-368с
3. Косинова, Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - М. : Эксмо, ОЛИСС, 2007.- 192с.