Ольга Харитонова
Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах «Звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в
слогах, словах, предложениях)
• Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.
• Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.
• Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.
• Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
• Продолжить учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах „Звук [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки “Слон”, “Белочка”, “Гном”, игрушка-дразнилка “Грибок”. Набор из сухих палочек и небольших шишечек. Плоскостные изображения паровозика и вагонов с нарисованными на них картинками. Картинка “Дерево” и схематичное изображение лесенки. Предметные картинки со звуком “л” в названии. Набор картинок “Один и много”. Предметные картинки для составления предложений.
* * *
Логопед. Сегодня Слон отправляется в гости к Белочке. Пришел в лес, а где искать Белочку, не знает. Видит на опушке стоит Грибок. (Вносится игрушка- дразнилка.) Решил у него спросить. А тот устроил Слону испытание, чтобы выяснить, что Слон умеет делать.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику для звука [ Л] с дразнилкой :
Улыбка, ворота, иголочка, качели, чистим верхние зубы, сердитый язычок, бочки.
Понравилось Грибку, как Слон выполнил его задания, и решил отправить со Слоном своего помощника – звук, который слышится в словах Лампа, паЛка, стоЛ. Что это за звук?
Дети. Звул [Л].
Логопед. Идет Слон за звуком [Л] по лесу, шишки, веточки пинает:
Пла-пло-плу
Клу-клы-кла
Тла-тлы-тлэ
Слэ-слу-сло
Дети проговаривают слоговые цепочки, поочередно щелкая пальчиками по платочкам и шишкам, рассыпанным на подносе.
По дороге Слон встретил гномов. Они стали собирать поезд, чтобы пустить его по лесной железной дороге. Сначала нужно выбрать только те вагоны, на которых нарисованы картинки со звуком [л] в названии.
Дети называют картинки, выбирая нужные вагоны.
А теперь нужно так расположить вагоны, чтобы в начале поезда оказались вагоны со звуком [Л] в начале слова, затем в середине, а потом в конце.
Дети выполняют задание.
Помог Слон гномам, и они отвезли его к Белочке. Но Белочка живет на высоком дереве в дупле. Туда ведет лесенка. ( Вносится лесенка с картинками на каждой ступеньке: ложка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.) Нужно назвать каждую картинку и подобрать к ним подходящие слова : что этими предметами делают?
Дети называют слова, логопед их записывает.
Белочка в это время наводит порядок, раскладывает парами картинки: к картинке с изображением одного предмета подбирает картинку с изображением нескольких таких же предметов.
Дети составляют пары, четко проговаривая слова : лодка- много лодок, клумба – много клумб, булка- много булок.
Услышала Белочка, что к ней гость пришел, и стала спускаться к слону по лесенке. А чтобы она не оступилась, Слон подсказывает ей каждую ступеньку. (Убирает картинку с лесенки).
Дети вспоминают картинки, которые они подбирали. Логопед называет слово, а дети вспоминают картинку, например: едят чем? Забивают чем? И т. д.
Сели Слон с Белочкой под деревом и стали играть с картинками: выкладывают из них дорожки и составляют красивые предложения.
Дети по трем картинкам составляют предложения.
Слава, елка, белка;
Клава, кукла, платье;
Данил, фломастер, клоун;
Руслан, журнал, полка.
Оставим Слона и Белочку, пусть они играют. А наше занятие подошло к концу. Вы сегодня наблюдали, как Слон шел в гости, и часто помогали ему. А какой звук был помощником у Слона?
Дети отвечают.
Первый период обучения
Табл. 1 - при определении наличия или отсутствия звука в слове. Гласные звуки можно изображать красными кружочками или символами звуков (по Т. А. Ткаченко).
Табл. 2 - при анализе звукосочетаний из двух-трех гласных звуков (ау, уа, оу и др.). Символы звуков рисуются по порядку и раскрашиваются красным цветом.
Табл. 3 – при выделении гласного в начале слова (Аня, конце слова (пила, середине односложных слов (шар, бык, стол и др.). На линии, обозначающей слово, рисуется кружок и раскрашивается красным цветом.
Табл. 4 – при выделении изученных согласных звуков в составе слова (начало, конец, середина).
Табл. 5 – при различении твердых и мягких согласных звуков.
Табл. 6 – при полном звуковом анализе трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и др.) и определении последовательности звуков в слове пририсовывается соответствующее количество кружочков на линии, обозначающее слово, называются гласные и согласные звуки, раскрашиваемые и красным и синим цветом.
Таблица 1
О
Наличие или отсутствие (-) звука в слове
___
___
___
___
Таблица 2
УА
___
Таблица 3
И
Найдите место звука в начале, середине, конце слова
___
___
___
Таблица 4
М
Найди место звука в начале, середине, конце слова
___
___
___
Таблица 5
Б
Найди место звука в начале, середине, конце слова
___
___
___
Определи твердость и мягкость звука в слове
Таблица 6
Нарисуй столько кружков, сколько звуков в словах
___
___
Раскрась гласные звуки – красным цветом, согласные звуки – синим цветом
Второй период обучения
Табл. 5 – при различении на слух твердых и мягких согласных (см. первый период).
Табл. 7 – при обучении полному звуковому анализу слов типа :
мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).
Табл. 7-8 – при обучении деления слов на слоги вводится понятие “ слог как часть слова”.
Табл. 9-10 – во время знакомства с понятием “предложение” : составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми.
Таблица 7
Нарисуй столько кружков, сколько звуков в словах.
___
___
Сколько слогов в слове?
___
___ ___
Раскрась гласные звуки - красным цветом, согласные звуки - синим цветом.
Таблица 8
Н
Место звука в слове
___
___
___
Количество слогов
__ __
__ __ __
__
Определи твердость или мягкость звука в слове
Таблица 9
Катя моет куклу
Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставиться точка.
I___ ___.
Таблица 10
Котята сидят на коврике
Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставиться точка.
Маленькое слово (предлог) обозначь квадратиком.
I___ ___ ___.
Третий период обучения
Табл. 11 – при обучении звуковому анализу слов из трех- четырех звуков.
Табл. 12-13 – при подборе слов к моделям.
Табл. 14 – при закреплении навыков слогового анализа слов и анализа предложений.
Табл. 15 – при подборе предложений к схемам.
Чем больше объем заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.
Работа с данными таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали (табл. 16). Это позволяет определить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твердость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.
Разберем на конкретном примере см. (табл. 11) последовательность работы.
1. Назови картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы.
2. Какой общий звук в названиях этих картинок?
3. Покажи букву Ж в таблице.
4. Где находится звук [Ж] в слове жук : в начале, в середине или в конце? Под клеточкой с нарисованным жуком нарисуй кружок в начале линии (начале слова).
5. Подели слово на части. Сколько получилось частей в слове? В следующей клеточке, которая ниже, нарисуй одну черточку.
6. Послушай, как произносится звук [Ж] в слове – твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить этот звук – синим или зеленым? В клеточке, которая ниже, раскрась кружок в синий цвет.
7. Назови по порядку все звуки в слове. Нарисуй в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове.
8. Закрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим.
9. Сравни звукослоговой состав слов :
В одинаковых ли местах находится звук [Ж] в словах жук и лыжи?
Определи количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, какое короче?
В обоих ли словах звук [Ж] твердый?
Сколько звуков в словах жук и лыжи?
Назови гласные звуки в этих словах.
Назови согласные звуки в этих словах.
Таблица 11
Ж
Место звука в слове
___
___
Сколько слогов?
___
___ ___
Звук твердый или мягкий?
Последовательность звуков в слове.
Раскрась гласные и согласные звуки
Таблица 12
Нарисуй или наклей картинки, которые подходят к схемам
___
___ ___
___
___
Таблица 13
Нарисуй или наклей картинки, которые подходят к схемам. Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.
Назови ударный слог.
__ __ __ ___
___ ___
__ __
Таблица 14
Котята сидят на коврике
Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставиться точка.
Маленькое слово (предлог) обозначь квадратиком.
I___ ___ ___ ___ .
Подели слова на части (слоги).
Каждый слог обозначь своей черточкой I_ _ _ _ _ _ _ _ _ .
Таблица 15
Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения
___ ___.
Произнеси предложение в слух, показывая пальцем каждое слово
Таблица 16
Л