Наталья Нестеренко
Активизация интереса к вокальным занятиям в дополнительном образовании посредством музыкально-ритмических движений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Образовательное Учреждение
лицей «Многоуровневый Образовательный Комплекс №2»
«Активизация интереса к вокальным занятиям в дополнительном образовании посредством
музыкально-ритмических движений»
из опыта работы руководителя
образцовой шоу-группы
«Поющие звезды»
МОУ лицея «МОК № 2»
г. Джанкой
Нестеренко Натальи Михайловны,
педагог дополнительного образования,
Публикация «Активизация интереса к вокальным занятиям в дополнительном образовании посредством музыкально-ритмических движений» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
высшая квалификационная категория
г. Джанкой
2021 год
Занятия вокалом направлены на формирование музыкальной культуры ребёнка, как части всей духовной культуры, которая приобретает качественность благодаря ориентации программы на получение детьми полноценной музыкальной грамотности. Музыкальная грамотность включает в себя знания о музыке и знания музыки, которые дети получают благодаря направленности программы на умение осознанно и эмоционально воспринимать музыку.
Среди многообразия видов музыкальной деятельности на занятии вокала немаловажное место занимают музыкально-ритмические движения, которые способны активизировать интерес детей к уроку музыки.
Практика работы показала, что музыкально-ритмические движения в форме игры способствуют более активному вхождению в тему занятия, вносят в него эмоциональность, интерес, способствуют творческим проявлениям детей.
Таким образом, можно сказать о необходимости введения музыкально-ритмических движений в кружковые занятия, для активизации интереса к вокальному творчеству.
Проблема интереса, увлеченности, одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому виду деятельности. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени.
Ребенок шести, семи лет, а иногда и восьми – это далеко еще не сформировавшийся представитель человеческого рода. Еще не окрепла его мышечная система, кости скелета. Материальный субстрат психики также не созрел. Выносливость младшего школьника сравнительно не велика. Он может сохранять свою работоспособность только на не продолжительные отрезки времени. Вместе с вниманием ослабевает его восприимчивость. Обычная длительность занятия в дополнительном образовании–час двадцать– не отвечает возможностям младшего школьника, особенно в начале возрастного периода. Зная это, многие педагоги, работающие с детьми этого возраста, время от времени вводят в занятия элементы игры.
Следует отметить, что любой вид деятельности требует от ребёнка способов саморегуляции, возможности которой у младшего школьника невелики. Саморегуляция – это осуществление действий, необходимых для достижения цели. Ребёнку приходится давать такой материал, чтобы он вызывал по преимуществу непосредственный интерес.
Среди ребят, впервые соприкасающихся с музыкой в кружке, встречаются разные по общей и музыкальной подготовке дети. Согласно психологическим исследованиям все здоровые в слуховом отношении дети могут естественно войти в мир образов и звучаний народной и профессиональной музыки. Разумеется, дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками певческого интонирования. Нет от природы неспособных к восприятию музыки детей. Дополнительное образование, а в частности кружок вокала готовит школьника к позиции активного ценителя музыки. Система музыкального образования, расширяя воспитательные задачи, вместе с тем значительно обогащает арсенал педагогических средств, стимулирующих музыкальное развитие школьников.
Возрастные психологические особенности не только проявляются, но формируются и развиваются у детей в процессе музыкальной деятельности. Эмоционально-познавательная специфика этой деятельности, ее направленность на формирование личности ребенка подчеркивает своеобразие развития детей на уроках музыки. При этом у младших школьников в процессе музыкального обучения наблюдается преемственность развития.
У ребят семи девяти лет на уроках музыки наблюдаются черты, которые отличают их от воспитанников более старших возрастов. Двигательная активность и интерес к чувственно-окрашенным музыкально-слуховым впечатлениям, стремление к новизне, к выразительному выявлению в звучании музыки жизненных мотивов, представлений – все это присуще младшим школьникам.
Педагогу недостаточно констатировать эти ярко проявляющиеся черты у детей на вокальных занятиях, он должен соотнести их с перспективой общего музыкального развития детей. Ведь главный предмет музыкального воспитания на всех сменяющих ступенях музыкального обучения одинаков – формирование все более духовно обогащенного отношения детей в вокальному искусству.
В качестве средства, помогающего руководителю или концертмейстеру кружка вокала сохранить преемственность развития младших школьников на разных возрастных ступенях, может выступить учебная музыкальная деятельность, организуемая по принципу художественной игры. Игровая прелесть музыкальной деятельности первоклассников подчеркивается ярким эмоционально-образным воздействием на детей выразительных средств музыки, музыкального «изображения» и «выражения». У третьеклассников игровая особенность этой деятельности выступает в ином качестве: третьеклассники благодаря расширившемуся музыкальному опыту познают «волшебную» способность музыки воздействовать на чувство и воображение, сообщать о важных и значимых явлений и сторонах жизни.
В музыкальной деятельности на детей первого года обучения, так и второго и третьего всегда присутствуют три важнейших элемента игры: во-первых, усвоение социального опыта; во-вторых, активизация индивидуального опыта; в-третьих, сопряжение общественного и индивидуального опыта, порождающее у детей интерес к самой игровой деятельности.
Таким образом, музыкально-педагогическая нацеленность в понимании психологических вопросов обучения и развития младших школьников в наибольшей мере обеспечит воспитательный, творческий эффект деятельности педагога.
Занятие вокальном кружке – основная форма организации музыкального воспитания в дополнительном образовании. И хотя возможны и другие музыкальные кружки, факультативные занятия, но, основной кружок вокала, охватывающий всех детей, любящих вокальное творчество, никогда не потеряет своего значения. Само название предмета говорит о том, что он отличается от таких как хореография, спорт, художественная гимнастика, дизайн… Музыка же является одним из видов искусства. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.
Вокал и музыка как дополнительный предмет прочно связаны и с историей. Для понимания музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые, так или иначе, нашли свое отражение в творчестве композитора.
Свои первые шаги в приобщении к пению ребенок делает еще до школы. Он слушает ее, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия.
Первоклассники с первых уроков проявляют заметный интерес к музыке подвижной, веселой, жизнерадостной по характеру. Эту искренность переживаний важно сохранять и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству.
Согласованность двух феноменов – музыки и движения является природной. Прежде всего, сама музыка – это движение. Движение в ритме, интонации, мелодии. Даже медленные темпы – это движение. Феномен этого вероятно объясняется самим человеком, его способностью двигаться, жить, говорить. Когда человек осознал понятия «время» и «пространство», появилось осознание некоторых музыкальных законов. Прежде всего, человек определил скорость движения. Сравнивая свои движения с утрированными движениями пантомимы и прообразом танца, он определил, что музыка, их сопровождающая, движется по-разному. Ритмические фигуры, звучащие на ударных инструментах объединяли группы долгих и коротких звуков, которые образовывали ритм, возбуждающий потребность двигаться. Когда имитации интонаций человеческих возгласов и состояний оформились в более или менее определённые интонации, их движение подсказало звуковысотность, которая всё равно без ритмической организации не существовала.
Связь музыки и движения проявлялась в самых разных сферах жизни. Об этом думали, говорили и писали крупнейшие специалисты в области музыки,
Тесная связь музыки и движения была отмечена многими музыкантами, учеными, педагогами. «Простым жестом – взмахом руки, пишет Г. Г. Нейгауз, - можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами…».
Педагог может пользоваться различными способами сочетания музыки и движения : маршировкой, музыкальными играми. Можно остановиться на таком приеме, как «Свободное интонирование». Такое название обусловлено тем, что дирижерский жест возникает у детей как естественный пластический отклик на музыку. Степень соответствия характера движения характеру музыки позволяет выявить индивидуальное впечатление каждого ребенка от звучащей музыки. Постепенно складывается особый язык жестов: движения рук вверх и вниз, передающие «пульс» музыки – плавные или скачкообразные, подвижные или сдержанные, то едва заметные, то более активные, с большей или меньшей амплитудой взмаха, т. е. динамичные, с выделением сильных и слабых долей или с подчеркиванием ритмических рисунков, акцентов. В результате педагог видит, как его воспитанники чувствуют музыку в целом, в какой мере и насколько внимательно наблюдают за развитием образа.
Выразительное движение не только передает уже сформированное переживание, - «мы формируем наше чувство, выражая его». Благодаря музыке и участию в ее исполнении ребят нередко испытывают еще незнакомые им чувства, которые побуждают к размышлениям и тем самым обогащают жизненных опыт детей.
Решение проблемы музыкального воспитания и обучения, которое основывается на познании интонационно-образной сущности музыки, требует, чтобы методические приемы отвечали строгим законам высокого искусства. Дав выход двигательной активности детей в «свободном дирижировании», «пластическом интонировании» музыки, можно направить эту активность в сторону углубления восприятия, развития их слушательской культуры. Именно у детей дошкольного и младшего школьного возраста в полной мере проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и даже создавать пластические образы. И не дать угаснуть их творческому началу, развивая музыкальную культуру каждого школьника.
Музыкально-ритмические движения помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма. Сюжеты, образы каких-либо двигательных упражнений конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать. Движения, органически связанные с музыкой, ее характером, содержанием, способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать значение элементов музыкальной речи.
Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.
Волнообразным движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан - море синее» к опере «Садко» Н. Римского – Корсакова, волнующуюся хлебную ниву (побочная партия I части Симфонии №1 В. Калинникова). Создать пластический образ прихрамывающего царя Гороха под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох».
Большинство движений, на которых построены музыкальные игры – это основные движения (ходьба, прыжки, подскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т. е. всегда сопровождаются эмоциональным подъемам, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей.
Задачи той или другой работы различны. В физическом воспитании движения в основном служат средством развития организма ребенка. На музыкальных занятиях – развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными.
Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой : дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ.
Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более четко выполнять движения. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходиться активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение («срывать цветы»). Помогают созданию образа и атрибуты в руках детей (ленточка говорит о легкости, полетности музыки и движения, цветок – о их нежности, флажки - о бодрости, активности).
Таким образом, как все упражнения в целом, так и каждое движение должно всегда иметь определенное, связанное с музыкой и понятное детям содержание (образ игровой, сюжетный или чисто эмоциональный). Формальное, бессодержательное, безрадостное исполнение, механическое повторение (повторение) детьми показанных движений приносит вред, мешает не только музыкально – двигательному, но и общему развитию детей.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности, связанной с движением и называемой музыкально-ритмические движения. В своё время Д. Б,Кабалевский включил так называемое четырёхручие, когда учитель играет аккомпанемент, а ребёнок двумя руками в верхнем регистре исполняет указанную учителем октаву, как правило – доминанту. Этот приём очень нравился детям и многие педагоги его использовали, тем более, что ребёнок учился исполнять свою партию в виде пульса и в характере песни. Примеры: «Во-поле берёза стояла», «Камаринская» и др.
Инсценировка песен может выступать как показ движений только руками, без движений корпусом, так и с движением корпуса, ног, головы, то есть поклоны, приседания и т. д. Примеры: «Весёлый музыкант» Филиппенко, «Игра в гостей» Д. Б, Кабалевский, и др.
Пластическое интонирование – исполнение рукой движения мелодии в характере вне зависимости от звуковысотного движения; напоминает дирижирование без фиксации долей, ориентирована на музыкальное движение произведения. Примеры: «Вальс» из сцены «Полночь» балет «Золушка» С. С. Прокофьева,. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др.
Игра на детских шумовых инструментах – исполнение сначала пульса, конца и начала фразы, затем исполнение сильной доли, слабой доли, в последствии запись на доске ритмической партитуры, выкладывание ритмических рисунков на специальных планшетках, которую исполняют часть детей на инструментах, другая, большая часть, хлопками, топ ногой, щелчками, ударом косточек кулачка о стул. Ниже мы рассмотрим эти виды подробнее.
В современной музыкально-педагогической литературе появились новые термины и объединения разнообразных ритмо-элементов, движений пластики и т. д. Сейчас это называется музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность.
Организация музыкально-ритмической работы тесно связана с игрой на простейших музыкальных инструментах. Программа предлагает набор инструментов в следующем составе: барабан, бубен, треугольник, ложки маракасы, кастаньеты. Такой подбор инструментов обосновывается тем, что обучение игре на них не требует длительного времени. Музыкально-ритмические движения в определенной мере представляют собой игру на воображаемых инструментах. Это полезно с двух точек зрения: во-первых, такая игра дает возможность реализовать себя в исполнительской деятельности всем без исключения, а во-вторых, игра на реальном, а не на воображаемом музыкальном инструменте может стать действенным стимулом повышения активности школьников, своеобразной наградой.
В процессе выполнения музыкально-ритмических движений решаются дидактические задачи.
Музыкально-ритмические движения :
• способствуют более глубокому проникновению детей в эмоционально-образный мир исполняемого произведения;
• помогают развитию координации движения ребят;
• дают возможность включить в активную исполнительскую деятельность всех воспитанников, в том числе и с различными дефектами голосовую (певческого) аппарата (например, гудошников) и тем самым предоставляют им возможность реализовать свою исполнительскую потребность;
• способствуют осознанному восприятию детьми различных элементов музыкальной речи и тем самым их музыкальному развитию (формируют способность дифференцированного слышания музыки);
• для педагога предстают своеобразным «инструментом» контроля за уровнем осознания, понимания учащимися исполняемой музыки;
• добиваясь красивого, свободного, раскованного жеста, руководитель или концертмейстер развивает эстетический вкус детей.
Все виды музыкально-ритмических движений можно условно подразделить на четыре группы по отражаемому в движении элементу музыкальной речи в процессе реального звучания музыки. Все музыкально-ритмические движения исполняются одновременно со звучащей музыкой, и критерием их качественности в этом случае является соответствие характера исполняемого движения характеру звучащей музыки.
Первая группа движений связана с исполнением метрической пульсации или, как мы условно называем, «пульса» (главным признаком этой формы является равномерность музыкально-ритмических движений); вторая – с использованием фразировки – показ фразы рукой – (это движение обязательно должно быть плавным, протяженным в пространстве); третья – акцентов; четвертая – это разнообразные формы отражения в движении ритмических рисунков
Например: Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Песня может быть исполнена с фразировкой: это плавное горизонтальное движение правой руки, имитирующее движение правой руки скрипача, в которой он держит смычок. Одно плавное движение соответствует одной фразе. Первая фраза поется с одновременным движением руки слева направо, вторая – справа налево, третья – вновь слева направо, четвертая – справа налево. Этот прием рекомендуется во всех других мелодиях кантиленного характера. Исполнение песни с фразировкой помогает осознать протяженность, способствует формированию у детей навыка протяжного, напевного пения, так как дети должны постараться спеть так же плавно, как движется рука.
«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
В процессе восприятия этого произведения впервые предполагается исполнение метрической пульсации руками. Первоначально этот марш, как и всю другую музыку, дети слушают, не зная его названия. Такое слушание, как известно, создает ситуацию решения познавательной задачи поискового характера. Чувствуя характер музыки, ребята определяют ее жанр – марш. Выясняя, для кого предназначен этот марш, ребята с помощью педагога приходят к выводу, что это марш для кукол. Учитель предлагает ребятам исполнить этот марш таким движением, чтобы педагог, глядя на них, без объяснений понял, какую куклу изображает каждый. Как правило, дети чувствуют, что этот марш написан для деревянных или оловянных, т. е. каких-то жестких кукол, и находят резкое движение кистями или руками от локтя, повернутыми ладонями друг к другу.
Далее на занятиях, в процессе работы над песней Филиппенко «Веселый музыкант», ребята впервые встречаются с понятием «ритмический рисунок», когда в третьем куплете исполняют на воображаемом барабане ритмический рисунок его ударов, зафиксированный в мелодии на словах «бум – бум – бум», «трам – там – там». Цель движений состоит в том, чтобы учащиеся яснее осознали зависимость характера звучания музыки от характера ее исполнения; возможность разного исполнения одной и той же мелодии; причинную зависимость изменения характера от изменения того или иного средства музыкальной выразительности. Характер исполнения этой песни определяется содержанием текста каждого куплета: в первом куплете необходимо добиться протяжного, напевного звучания, во-втором – легкого, отрывистого, в третьем – четкого, энергичного. В третьей и четвертой фразах со слов «В страхе зайки разбежались…» дети прячут руки за спины – зайчики спрятались.
Музыкально-ритмические движения целесообразно использовать в этой песне только во время звучания вокальной партии, а во вступлении и в проигрышах руки отдыхают, а дети настраиваются на характер следующего куплета.
Важным фактом является эмоциональная реакция детей на все выше изложенные типы музыкально-ритмических движений. Их особенностью является и то, что они не требуют тщательной шлифовки и выступают в виде творческих проявлений детей, их раскрепощения и органично вписываются в тему занятия.
Музыкальное искусство определяет свою специфику тем, что оно занимает видное место в системе искусств как простых, так и сложных, синтетических, таких как театр, кино и телевидения. Музыка приспособлена для отражения характера самых различных процессов действительности. Музыка содержит в себе воплощение эмоционально-психологических состояний человека, а эти душевные состояния можно передавать различными способами, в том числе и с помощью движений.
Движения являются неотъемлемой частью жизни человека, и важнейшим условием существования музыки. Развитие музыкального образа происходит во времени, таким образом, при исполнении ритмических или пластических движений может наступить более глубокое проникновение образа.