Меньшикова Людмила Викторовна
Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности, тем гармоничнее будет проходить его развитие в целом. Но чтобы музыка влияла на ребенка, необходимо научить его воспринимать музыку, уметь слышать и чувствовать в ней содержание, несущее какой-либо смысл, чувства, образы и мысли.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкально - ритмические движения
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Музыка и музыкальное развитие воздействуют на всестороннее и полноценное развитие ребенка. Исследования многих педагогов в области музыкальной педагоги указывают на то, что развитие музыкальных способностей необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Оно способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, направлено на совершенствование основ его музыкальности и оказывает благоприятное влияние на общее развитие ребенка.
Теоретическое обоснование сущности музыкально-ритмического чувства в контексте музыкальности и музыкальных способностей представлено в концепции Б. М. Теплова.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-368406-1634748327.jpg)
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что в условиях дошкольного образования развитие детей должно быть разносторонним, при этом необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, и на развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
По мнению Б. М. Теплова, музыкально-ритмическое чувство сопровождается двигательными реакциями, которые передают временной ход музыкального движения, то есть восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер. Теплов подчеркивает, что, помимо сказанного, музыкальный ритм всегда выражает какое-то эмоциональное содержание. Основу музыкального ритма, по его мнению, составляет восприятие выразительности музыки. Таким образом, музыкальный ритм не может пробудиться и развиться вне музыки.
На музыкальных занятиях у детей развиваются музыкальные способности или, говоря иными словами, развивается их музыкальность.
В педагогике и психологии младший дошкольный возраст считается важнейшим периодом в развитии дошкольника : именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности тем гармоничнее будет проходить его развитие в целом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-368406-1634748356.jpg)
Характеризуя «огромный путь» музыкального развития детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина отмечает, что данное развитие всегда идет от простого к более сложному заданию. Область ощущения и восприятия развивается от простейших различений наиболее отчетливых, ярких красок, форм, звуков до более активного осознания красивых, гармоничных сочетаний, дифференцировке звуковысотных и ритмических соотношений в музыке. Сфера эмоционального и познавательного отношения к музыкальным произведениям имеет следующую динамику: от безотчетного эмоционального отклика на музыку до осознанного выражения своих чувств. В практической музыкальной деятельности наблюдается развитие от действий подражания к самостоятельному поиску выразительных средств.
У детей младшего дошкольного возраста активно развивается музыкальное восприятие : умение слушать внимательно музыку, запоминать и отличать особенности ее звучания. Ребенок учится подпевать голосу взрослого или инструменту; играть в музыкальные игры, вовремя которых выражает в своих движениях характер музыкального произведения.
Г. А. Волкова выделяет две группы музыкально-ритмической деятельности детей : восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в ритмических движениях. Вследствие такой музыкальной деятельности у детей углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности, ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Но чтобы музыка влияла на ребенка необходимо научить его воспринимать музыку уметь слышать и чувствовать в ней содержание несущее какой либо смысл чувства образы и мысли](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-368406-1634748403.jpg)
Таким образом, на основании вышесказанного можно прийти к следующим выводам. Младший дошкольный возраст в педагогике и психологии считается важнейшим периодом в развитии дошкольника : именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерные особенности проявлений ребенка в данный период нашли отражение в понятии «кризис трех лет», свидетельствующий о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен, ребенку должна быть предоставлена большая самостоятельность, а его деятельность должна быть обогащена новым содержанием.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Музыка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-368406-1634748418.jpg)
Дети младшего дошкольного возраста легко возбуждаются от обилия впечатлений, разных заданий, но при этом быстро устают. Лучше всего на данном этапе развития ребенок воспринимает и запоминает то, что эмоционально окрашено и вызывает у него интерес. Ребенок способен различать характер музыки, простейшие музыкальные образы, у детей формируется музыкальное восприятие. Ритм это первое музыкальное представление ребенка, которое он способен воспроизводить.
В младшем дошкольном возрасте дети проявляют желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме путем рифмования слов, ритмичного проговаривания - пропевания фраз, двигательной импровизации под музыку.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Работа музыкального руководителя Музыкально ритмические движения Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-368406-1634748434.jpg)