Татьяна Шишова
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация» - от лат. «приспособляю». Это серьезное испытание для самых маленьких: из знакомой домашней обстановки он попадает в новые для него условия. Меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду сугубо индивидуальный.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Детский сад — это новый этап в жизни ребенка. Для малыша- это первый опыт коллективного общения. Новую обстановку не сразу дети воспринимают. Большинство из них будут реагировать на детский сад плачем. А одни легко входят в группу, но потом плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Детям любого возраста бывает непросто начинать посещать садик. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиолого-психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает :
• наличие отрицательных эмоций, в том числе страха;
• отсутствие общения ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• забывание навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижается аппетит;
• ребенок молчит;
• заторможенность или гиперактивность;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания из -за стресса.
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитатель, если увидит такое.).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает :
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации :
• Легкую (14-30 дней);
• Среднюю (30-60 дней);
• Тяжелую (от 2 до 5 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Конец адаптации - это момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
Это означает, что:
• утром ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок контактирует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Как протекает адаптационный период?
Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
• Возраст;
• Состояние здоровья;
• Уровень развития навыков самообслуживания;
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
• Сформированность предметной и игровой деятельности;
• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Дети до 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Когда ребенок приходит в садик, то он сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Так же ребенку надо привыкнуть к новому режиму дня. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет исполнена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
• Психологическая незрелость ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная, так как она связана с индивидуальными особенностями малыша. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
• самостоятельно садиться на стул;
• самостоятельно пить из чашки;
• пользоваться ложкой;
• обладать навыками самообслуживания.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
• Строго напоминать о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Малыши такого маленького возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете за ним.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым и ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя говорить ребенку, что вы скоро придете, хотя вы уходите на целый день. Пусть малыш знает, что мама придет нескоро, так как ей надо на работу, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к маме.
Отдавая ребенка в ДОУ, у родителей могут возникнуть следующие трудности:
• это неготовность родителей к отрицательной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы к слезам ребенка, растеряны, ведь дома он с удовольствием соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние малыша в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• Родители часто обвиняют и наказывают ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
• Привыкание ребенка к детскому садику может затянутся на 3 месяца.
• Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам, так как дети активны.
Рекомендуется:
• Больше времени находиться со своим ребенком в именно этот момент, так как мама этим показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события, которые случились за день - верный знак того, что он освоился.
• И главное- это общение. Спрашивайте, у своего ребенка как проходил его день, что нового они узнали, что он кушал.
Какой период времени ребенок адаптируется, никто не знает, так как все дети индивидуальны. Но стоит заметить, что адаптация ребенка в ДОУ- это в своем случае, как тест для родителей, как они готовы поддержать своего малыша и помогать вместе с ним преодолевать трудности.
+ В Мои закладки
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
• Наличие у ребенка своеобразных привычек.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
• Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду. Спокойное утро. Как же лучше проститься с ребёнком?
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
• И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
• Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
• Максимально сократите время переодевания и прощания! (до 2-х, 3-х минут).
• Не целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10 – 15 минут!
• Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Не говорите о том, что будете скучать, выражайте радость за ребенка: «Тебе так повезло, ты ходишь в садик! Я бы тоже пошла, жаль, взрослым нельзя. Там так интересно!» Будьте тверды, убедительны. Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает.
• Твердо выполняйте обещания! Если сказали, что заберете ребенка после обеда (ты спать не будешь, я приду / папа придет) забирайте в назначенное время!
• Не обманывайте ребенка, не подрывайте его веру в самых дорогих и близких людей. Не заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.
• Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
• У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. Если ребёнок не проявляет негативных эмоций, приходя в детский сад, не растягивайте прощание, уходите быстро. Не показывайте ребёнку вашу тревогу за него. Если вы задерживаетесь, ребёнок начнёт жалеть себя.
Победить «сцены» помогут «ритуалы».
«Ритуал» - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит «спасибо» и «пока-пока»;
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.