Зульфия Мударисовна Бородаева
Звуковая культура речи для детей 5 лет с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии.» - Эльконин Д. Б.
У детей 5 лет достаточно хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком, могут установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук и чувствуют интонацию. Но более высокие формы анализа и синтеза слов самостоятельно, без специального обучения не развиваются.
Публикация «Звуковая культура речи для детей 5 лет с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Иная картина у детей 5 лет с ТНР. Фонематический слух грубо нарушен, восприятие развито недостаточно: не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других звуков и т. д. ; к звуковому анализу и синтезу не готов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:
• Становление звукопроизношения;
• Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;
• Усвоение грамматического строя, словаря;
• Овладение связной речью.
Случается, что ребенок говорить без дефектов, а на слух не различают большое число звуков из разных групп. Дети с фонематическим недоразвитием испытывают сложности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога; при повторении за логопедом слогов с парными звуками; при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук; при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Свойственны для детей с фонематическим недоразвитием и грамматические ошибки в речи: неправильное употребление окончаний слов, приставок в однокоренных словах, общих суффиксах, предлогах, словах сложной слоговой структуры и др. Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. Звуки, как мы говорим, произносим и слышим, но ребенку хочется визуализации, поэтому необходимо использовать цветовые обозначения. Включать все возможные анализаторы: слух, зрение, кинестетические ощущения-артикуляция, дыхание, голос, двигательный анализатор –руки, пальцы.