Немцева Анна Николаевна
«Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]и[ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]и[ш]»
Цель: формирование у детей звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
• упражнять детей в отчетливом произношении слов со звуками [ж] и [ш];
• упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки [ж]-[ш] словах;
• учить находить в рифмовках и стихах со звуками [ж]-[ш];
Публикация «„Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]и[ш]“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• совершенствовать интонационную выразительность речи;
• отрабатывать дыхание.
Развивающие:
• развивать фонематический слух;
• развивать связную речь, мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям;
• воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу;
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушки – жук, змея, картинки для игр.
Раздаточный материал: рабочая тетрадь, карандаши, картинка змеи и жука.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Воспитатель: Для того чтобы мы четко и правильно говорили, предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика.
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись…
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – …» (Жук) Показать игрушку – жука.
Воспитатель: Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
Как жужжит жук? (Жжж).
Воспитатель: А давайте пожужжим как жук. (Ж-ж-ж)
Воспитатель: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку:
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Потому что Я… (Змея) Показать игрушку – змею.
Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
Как шипит змея? (Шшш)
Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? ([ж]-[ш]).
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по-моему они поссорились.
Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук [ш] главный, а я говорю, что главнее звук [ж] и лучше жужжать, чем шипеть.
Воспитатель: Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук [ш] и звук [ж] необходимы в речи. Сегодня мы будем различать звуки [ж]-[ш], правильно и чётко их произносить.
Воспитатель: А какие это звуки гласные или согласные? (Согласные)
Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (Звук [ж] – звонкий, а звук [ш] – глухой)
Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (Горлышко дрожит)
Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (Горлышко молчит)
Воспитатель: Чем похожи эти звуки? (Оба звука – всегда твердые, согласные).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Физкультминутка
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу издалека. (Дети расставляют руки в стороны, ритмично помахивают руками).
Зу-зу-зу – комар пищит. (Указательные пальцы выставляют вперед, ритмично притоптывают ногами).
Уф-уф-уф – как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу. (Делают ритмичные хлопки).
А теперь давайте поиграем в игру со звуками [ж]-[ш].
Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Возьмите карточки. Что на них изображено? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)
Воспитатель: Как шипит змея? (ш-ш-ш)
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – [ж], поднимайте карточку с жуком, звук – [ш], поднимайте карточку со змеёй.
(Пышка, лампа, лимон, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, дружный, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, школа, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, шмель, дожди).
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
Игра «Добавь слово»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний». Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки [ж]-[ш], которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. (Шишка, шарик, кошелёк, шоколад). Какая картинка лишняя, почему? (Кошелёк)
Воспитатель: Правильно ребята, в слове кошелёк звук [ш], находится в середине слова, а в других словах в начале
Воспитатель: Сейчас назовите следующую лишнюю картинку. (Жираф, жвачка, жилет, мороженое).
Воспитатель: Какая картинка лишняя, почему? (В слове мороженое звук [ж] находится середине слова, а в остальных в начале).
Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. (Снег - снежок, утюг - утюжок, сапог - сапожок, петух -петушок, флаг - флажок, пирог - пирожок)
Воспитатель: А теперь разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Я большой веселый жук.
Знаю все сады вокруг. (Сжать кулачок)
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу. (Поводить рукой как будто жук летит.)
Я могу часами,
Шевелить усами. (Указательный палец и мизинец развести в стороны.
И пошевелить пальцами).
Работа в тетради.
Воспитатель: Следующее задание «Повтори чистоговорки»
«Повтори чистоговорки»
Ша-Ша-ша - наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа - есть иголки у ежа.
Жу-Жу-Жу - жук жужжал Жжжу - Жжжу.
Аш-Аш-Аш - мы долелали шалаш.
Уж-Уж-Уж - в кустах сидит уж.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук [ж] и звук [ш] важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Попрощаемся с нашими гостями.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими звуками мы сегодня играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем они похожи, чем отличаются? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)