Зинаида Скляренко
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуки вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Звуки вокруг нас
Цели занятия:
-Дать представление о звуке;
-разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;
-совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать фонематический слух детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Звуки вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закрепить умение делить слова на слоги.
Развивающие :
- развивать речь, внимание, воображение;
-развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем.
Игра «ЖУКИ».
Из леса к нам прилетели жуки и жужжат: ж-ж-ж-ж-ж (воспитатель и дети имитируют рукой как летят жуки, сопровождая «полет» жужжанием. Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку). Отдохнули и полетели в лес (имитируют полет жука, произнося звук «Ж» сначала громко, все тише и тише. Жуки улетели, но оставили нам свою песенку, какую? (ж-ж-ж-).
Воспитатель предлагает произнести слово «ЖУКИ» с интонационным выделением звука «Ж».
На доске 7-9 картинок, среди которых 5-6 со звуком»Ж». Дети поочередно находят картинку со звуком «Ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж».
А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?
А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!
- хлопаю в ладоши;
- шагаю на месте;
- рву бумагу;
- переливаю воду;
- шуршу пакетом;
- хлопаю воздушный шар;
- играю мячом.
Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?
Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, но чтобы туда попасть, мы должны преодолеть следующую трудность: мы должны проверить, четко ли мы умеем выговаривать слова и звуки.
Чтобы четко выговаривать звуки нужно выучить чистоговорки.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон
Ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.
Ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче муха-цокатуха именинница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
Са – СА – СА - в лесу бегает лиса.
Ру-ру-ру – лиса спряталась в нору.
Ну, теперь вы готовы. Беремся за руки и повторяем.
Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,
Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.
Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в сказочном лесу звуков! Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.
Так же есть звуки, которые издают животные и птицы.
А еще есть механические звуки, то есть их издают различные механизмы, приборы при помощи человека.
Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи.
Дидактическая игра «ТЕЛЕГРАФ».
Воспитатель доступно объясняет детям принцип работы телеграфа и предлагает детям «отправить телеграмму». Воспитатель называет несколько1-2-3-х сложных слов, а дети «передают по телеграфу» сказанное слово (отхлопывают, отстукивают, количество слогов в названном слове.
Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок. Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам выполнить мои задания, справившись с ними, и ответив на мой вопрос, вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит подарок для вас.
А вот и первое задание:
Словесная игра «Подскажи словечко».
Лежебока рыжий кот отлежал себе….(живот).
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын….(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам и хлопает их по…. (животикам).
Солнце светит слишком ярко, бегемоту стало….(жарко).
А рядом бегемотики схватились за…. (животики).
Далее спросить детей какой звук они услышали в каждом слове вначале, произнести каждое слово еще раз и выделить голосом песенку жука.
Воспитатель; молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А вот и следующее задание: Звуковичок просит засадить клумбу: в левую часть клумбы посадить цветы, которые делятся на 3 слога, в правую – на 4 слога, а в центре, цветы, которые делятся на 2 слога. Каждый берет по цветку из корзинки, называет цветок, делит его на слоги, определяет место, куда его садит, если задание выполнено правильно, то мы хлопаем в ладоши, а если неправильно, то стучим по полу кулачками.
Теперь можно и отдохнуть. Давайте оживим нашу поляну бабочками.
Игра: Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз – водой она умылась,
Два– легонько покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Ну а на пять – стали детками опять!
Мы с вами оказались на острове фантазии. А фантазировать наш Звуковичок любит со своими друзьями, цветными ежами. А вот и они (открывается корзинка). Предлагаю с ними поиграть. Ежиков берем быстро и аккуратно, пока они согласны с нами поиграть!
Пальчиковая игра «Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).
Звуковичок предлагает вам выполнить практическое задание.
На доске буква «Ж» и картинки –жираф, кошка, медведь, желудь, жук.
Нужно рассмотреть с детьми предметы. Назвать их. Определить в каких словах есть песенка жука. Закрасить их.
Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?
Ответы детей.
А вот и волшебный сундучок, вам интересно, что же в нем? Чтобы его открыть, надо произнести волшебные звуки «Крибле-крабле-бум»
Что это, ребята? Это не простой клубок, а клубок хорошего настроения. Мы будем его передавать друг другу и говорить о том, что нам сегодня понравилось. Давайте передадим его нашим гостям. А теперь, возьмитесь за руки и закройте глаза, посмотрим, что произойдет с нашим клубком.
А нам пора возвращаться в наш садик