Бадретдинова Венера
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающая задача:
• Познакомить с новой буквой «Х».
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Отработать навыки слогоделения.
Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.
Воспитательная задача:
Темочки:
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
За руки мы все возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве.
II. Основная часть.
Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
Воспитатель: - Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!
Воспитатель: - Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р… или как в коляске плачет малыш: а-а-а…
Воспитатель: - Какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными?
Воспитатель: - Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
Воспитатель: - А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Воспитатель: - Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?
Дети: - Буквы!
Воспитатель: - Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.
Знакомство с буквой «Х».
Воспитатель: - А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Воспитатель: - Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (Ответы детей)
- Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
- А что делал слон? (Хрюкал)
- Это правда или нет? (Нет)
- Кого еще встретил хомяк? (Змей)
- Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
- А это правда или нет? (Нет)
Воспитатель: - Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос:
Воспитатель: - Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (Ответы детей)
Воспитатель: - А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (Ответы детей)
- Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (Ответы детей)
- Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Х».
Воспитатель вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.
Воспитатель: - Ха на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Воспитатель: - А на что еще похожа буква «Х»? (Ответы детей)
Воспитатель: - А давайте сейчас построим букву «Х» с помощью счётных палочек? Как Вы думаете сколько нам понадобиться палочек? (Ответы детей)
Воспитатель: - А в какие еще буквы может превратиться буква «Х»? (Т, Л, Г)
Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Х»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Х» и определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце слова)
Задания на закрепление буквы «Х».
Воспитатель: - Послушайте первую загадку:
1. На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра.
Дети: - Хоккей!
- Х-хоккей. Есть знакомый звук?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Как звучит?
Дети: - «Х»!
Воспитатель: - Где стоит?
Дети: - В начале слова.
Воспитатель: - Он гласный или согласный?
Дети: - Согласный!
Воспитатель: -Твёрдый или мягкий?
Дети: - Твердый!
Воспитатель: - А бывает мягким?
Воспитатель: - Слушайте вторую загадку загадки:
2. Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется. (Хлопушка).
Дети: - Хлопушка!
Воспитатель: - Х-хлопушка. Есть знакомый звук?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Как звучит?
Дети: - «Х»!
Воспитатель: - Где стоит?
Дети: - В начале слова.
- Воспитатель: - Он гласный или согласный?
Дети: - Согласный!
Воспитатель: - Твёрдый или мягкий?
Дети: - Твердый!
Воспитатель: - А бывает мягким?
III. Итоги занятия.
Воспитатель: - Чем мы занимались на занятии?
Воспитатель: - С каким звуком мы познакомились?
Воспитатель: - А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Спасибо за работу.