МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе

Бадретдинова Венера
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Обучающая задача:

• Познакомить с новой буквой «Х».

• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

• Отработать навыки слогоделения.

Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача:

Темочки:

Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг.

За руки мы все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве.

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Воспитатель: - Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Воспитатель: - Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р… или как в коляске плачет малыш: а-а-а…

Воспитатель: - Какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными?

Воспитатель: - Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

Воспитатель: - А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Воспитатель: - Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: - Буквы!

Воспитатель: - Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Знакомство с буквой «Х».

Воспитатель: - А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Воспитатель: - Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (Ответы детей)

- Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

- А что делал слон? (Хрюкал)

- Это правда или нет? (Нет)

- Кого еще встретил хомяк? (Змей)

- Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

- А это правда или нет? (Нет)

Воспитатель: - Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос:

Воспитатель: - Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (Ответы детей)

Воспитатель: - А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (Ответы детей)

- Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (Ответы детей)

- Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Х».

Воспитатель вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Воспитатель: - Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Воспитатель: - А на что еще похожа буква «Х»? (Ответы детей)

Воспитатель: - А давайте сейчас построим букву «Х» с помощью счётных палочек? Как Вы думаете сколько нам понадобиться палочек? (Ответы детей)

Воспитатель: - А в какие еще буквы может превратиться буква «Х»? (Т, Л, Г)

Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Х»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Х» и определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце слова)

Задания на закрепление буквы «Х».

Воспитатель: - Послушайте первую загадку:

1. На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Веселая игра.

Дети: - Хоккей!

- Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Как звучит?

Дети: - «Х»!

Воспитатель: - Где стоит?

Дети: - В начале слова.

Воспитатель: - Он гласный или согласный?

Дети: - Согласный!

Воспитатель: -Твёрдый или мягкий?

Дети: - Твердый!

Воспитатель: - А бывает мягким?

Воспитатель: - Слушайте вторую загадку загадки:

2. Дернуть если за веревку,

Стрельнет громко, как винтовка,

И на верх фонтаном ярким,

На гостей и на подарки,

Устремится конфетти

В нам не ведомом пути.

Эта праздника подружка

Называется. (Хлопушка).

Дети: - Хлопушка!

Воспитатель: - Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Как звучит?

Дети: - «Х»!

Воспитатель: - Где стоит?

Дети: - В начале слова.

- Воспитатель: - Он гласный или согласный?

Дети: - Согласный!

Воспитатель: - Твёрдый или мягкий?

Дети: - Твердый!

Воспитатель: - А бывает мягким?

III. Итоги занятия.

Воспитатель: - Чем мы занимались на занятии?

Воспитатель: - С каким звуком мы познакомились?

Воспитатель: - А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группеКонспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группе Цель: -Учить находить гласный звук[ О] в общем потоке звуков; -Познакомить с буквой О. -Совершенствовать умения в использовании местоимений.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква М» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые». Ознакомление с буквой М, формирование умения находить.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]»Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]» Цель: знакомство с гласным звуком [О], с буквой «О». В игровой форме дети учатся выделять звук "о" из начала, середины, конца слов. Учатся.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе
Опубликовано: 25 мая 2023 в 00:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Бадретдинова Венера (УИ 1978077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД