Ангелина Лунёва
Занятие по речевому развитию «Звук [Д] и буква Д. Дифференциация звуков [Д]-[Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков [Д] - [Т].развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т].;
развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;
Учитель-логопед: здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, школа родная!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Поприветствовали друг друга, садитесь на свои места.
Подготовка учебных принадлежностей и рабочего места к занятию, правильная посадка.
Подготовка к работе на основном этапе
Сообщение темы и цели занятия.
Учитель-логопед: послушайте внимательно загадку, отгадайте её.
Барабанит дождь по крыше:
Громче, тише, громче, тише!
Дождик намочил носок
И в песочнице песок,
Намочил дорожку,
Девочку и кошку,
Намочил он всё везде,
А потом стал буквой. (Д)
Ребята как вы думаете, о какой букве мы сегодня будем говорить? Мы сегодня познакомимся с буквой Д (на доске появляется картинка с изображением буквы Д). Давайте вспомним в чём отличие звуков от букв? Какие бывают звуки? Какие вы знаете гласные звуки, согласные. Какие бывают согласные звуки? Назовите мягкий, твёрдый, звонкий, глухой согласные звуки. Какие звуки обозначает буква Д?
Характеристика звуков.
Учитель-логопед: ребята, дайте характеристику этим звукам.
Посмотрите в зеркало, скажите, как мы произносим звук Д, Д’? Где находятся губы, язык, положите руку на горло, произнесите звук Д, Д’ (гудит ли горло при произнесении? Работают голосовые связки)
Звук Д – согласный, звонкий, твёрдый, парный.
Звук Д’ – согласный, звонкий, мягкий, парный.
Основной этап.
Закрепление образа буквы.
Сказка о букве Д.
Учитель-логопед: послушайте внимательно сказку про букву Д.
Одна буква немного похожа на колокольчик. Сам посмотри!
Она ещё давным-давно научилась звенеть колокольчиками. Сначала вот так: дзинь-дзинь! А потом так: динь-дон, динь-дон! И все вокруг были так довольны, что на все хорошие вопросы стали отвечать «да».
Давайте друг с другом дружить?-Да!
Давайте делать добрые дела?-Да! Да!
Давайте назовём новую букву Динь-дон?-Да! Да! Да!
Так и назвали. Буква колокольчиками звенит: Динь-дон! Динь-дон! Её все без конца зовут: «Динь-дон, динь-дон!» Ничего не разберёшь! Стали потом эту букву называть коротко: Дэ, а читать ещё короче: «д». А колокольчики с тех пор звенят ещё звонче.
Ребята, о какой букве говорится в сказке? На какой предмет похожа буква Д? Как называли букву?
Посмотрите на картинки, на что похожа буква Д? А на что ещё похожа буква Д? Нарисуйте у себя в тетрадях предмет, на который похожа буква Д.
Выкладывание буквы из различного материала.
Учитель-логопед: ребята, давайте выложим букву Д. Каждый может выбрать себе тот материал, который ему больше нравится (пуговицы, бусинки, палочки, цветные шнурки).
Сравнение печатной и прописной букв.
Учитель-логопед: ребята, давайте посмотрим как выглядят прописные строчная и заглавная буквы Д? (На доске картинка). Дети сравнивают буквы.
Давайте напишем указательным пальчиком прописные буквы в воздухе.
Физминутка «Мы немножко отдохнем».
Дети выполняют движения по тексту.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!
Развитие фонематических представлений, звукового анализа.
На доске картинки (дом, дерево, удочка, ведро, сковорода, торт, кот, машина).
Учитель-логопед: ребята, назовите картинки, в названии которых есть звуки [Д, Д’] (лишние картинки: торт, кот, машина учитель-логопед убирает).
Среди оставшихся картинок, найдите одну лишнюю, объясните почему она лишняя. Лишняя дерево, так как в её названии звук [Д’].
Задания в тетради
Учитель-логопед: ребята, давайте выполним задания с буквой Д в тетради.
Заключительный этап
Подведение итогов занятия
Учитель-логопед: наше занятие подошло к концу. Ребята с какой буквой мы сегодня познакомились? Чему научились? Какое задание вам понравилось?