Немцева Анна Николаевна
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]»
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение [с] — [ш]
Задачи:
Образовательные:
• учить определять место звука в слове;
• формировать умение дифференцировать и отчетливо произносить звуки «ш», «с» в словах,
• упражнять детей в подборе слов со звукам С и Ш;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• расширять запас слов, обозначающих названия предметов.
Развивающие:
• развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат;
• развивать связную речь;
• развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка;
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
• воспитывать дружеские взаимоотношения.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал. Игрушки: собака и змея; шишки; картинки: свинья, собака, снеговик; новогодний шар, снежинка.
Раздаточный материал. Картинки змеи и собаки, рабочая тетрадь, карандаши.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
О чем это стихотворение? (О речи)
Воспитатель: А как мы с вами должны говорить? (Правильно, красиво, не торопиться)
Воспитатель: Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.
Артикуляционная гимнастика.
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись…
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой. Хотите узнать, что там? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда слушайте загадку.
Ушки чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком,
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака) Показываю игрушку собаку.
Воспитатель: Давайте еще раз произнесем слово «С-с-собака». Какой первый звук мы слышим? ([c])
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.
Вот оказия какая,
Нас в траве не замечают.
И на дереве порою.
Мы висим вниз головою.
Разозлюсь – услышишь: «Ш-ш-ш!»
Убегай, чего стоишь?
Нас боятся все не зря,
Лишь на вид проста… (Змея) Показываю игрушку змею.
Воспитатель: Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
Воспитатель: Как произносится звук [c]? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).
Воспитатель: Как произносится звук [ш]? (Губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)
Воспитатель: Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] и [ш])
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами будем слушать, и говорить звуки «с» и «ш».Вспомним, что такое звук:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Воспитатель: А теперь мы поиграем со звуками [c] и [ш].
Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Возьмите карточки. Что на них изображено?
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – [с], поднимайте карточку с собакой, звук – [ш], поднимайте карточку со змеёй.
(Шалаш, сено, сосиска, шина, шар, сыр, сапоги, серьги, сор, шум, снежинка, шишка, свинья, шоссе).
Воспитатель: Почему, когда я произнесла слово «шоссе», вы подняли две карточки? (Ответы детей)
Физкультминутка
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз,
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Дидактическая игра «Место звука в слове».
Воспитатель: Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, с него слово начинается. Может стоять в середине слова, перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, этим звуком слово заканчивается. Давайте с вами поиграем со звуком [с] и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка (вешаю на доску). Если звук [с] будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук [с] будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку
Воспитатель: Показываю картинку снеговика. Произнесите слово «снеговик».
Воспитатель: Как вы думаете, где слышится звук [с], в начале, середине или конце слова? (В начале.) Аналогично разбирается слово «рис» и слово «каска».
Воспитатель: А теперь мы также поиграем со звуком [ш], и определим его место в слове. Только работать вы уже будете самостоятельно. (Камыш, шар, машина.)
Звуковой анализ слова «лиса».
Воспитатель: Произнесите слово «лиса». Сколько слогов в слове? (Ответы детей)
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.
«Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.
«Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.
«Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.
«Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Сколько звуков в слове. (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Работа в тетради. Ребята звуки на письме обозначаются буквами. Заштрихуйте букву С.
Воспитатель смотрит за посадкой детей. Напоминает, как правильно держать карандаш.
Воспитатель: Ребята, повторяйте за мной скороговорку: «Саше дали кашу, а Маше простоквашу». Давайте повторим сначала медленно, побыстрее, быстро.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими звуками работали? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)