Получи документы

Конспект занятия «Золотое веретено». Знакомим детей с веретеном и прялкой

Светлана Заикина
Конспект занятия «Золотое веретено». Знакомим детей с веретеном и прялкой
▼ Скачать +Заказ

Цель:Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.

Задачи:

• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.

Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.

• Развивать двигательную активность.

• Побуждать высказываться о поступках героев сказки.

• Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.

Публикация «Конспект занятия „Золотое веретено“, Знакомим детей с веретеном и прялкой» размещена в разделах

Средства: Убранство русской избы; прялка, веретено, корзина с клубками ниток разного цвета; аудиозапись с русской народной музыкой.

Предварительная работа:

Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки.

Ход занятия:

Под звуки тихой русской народной музыки дети заходят в «избу». Их встречает Хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!

Хозяйка приглашает всех присесть на скамью, дети садятся.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Дети: Да, всем.

Хозяйка: Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.

Дети кружатся вокруг себя.

Хозяйка: «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца»! Присаживайтесь на скамью, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?

Дети: Чтобы прясть пряжу.

Хозяйка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети высказывают свои предположения.

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.

Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.

Хозяйка: Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни:

Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.

Хозяйка: Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено».

Хозяйка рассказывает сказку. Затем обсуждает с детьми поступки сестер: Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.

Хозяйка: Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

- А что вам больше всего понравилось?

- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Хозяйка: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Хозяйка: Вот это тепло мы подарим друг другу. Пора прощаться, буду ждать вас в гости снова. До свидания.

Дети прощаются с Хозяйкой и уходят в группу.

Русская народная сказка:

Золотое веретено”

Жил старик со старухой, у них была дочка Аннушка. Скоро старуха умерла и оставила дочь Аннушку старику. Старик же женился на другой, у которой тоже была дочь Машенька. Невзлюбила мачеха падчерицу и всячески старалась принести ей какой-нибудь вред. Один раз она посылает ее прясть на колодец. Аннушка послушалась матери, пришла, села на край колодца и стала прясть да про свою долю вполголоса петь. Но вдруг беда: она уронила веретено в колодец, достать она его никак не достанет. Нечего делать, пошла она со слезами к матери и думает, что вот сейчас ее будут ругать, а может быть, и бить. Пришла Аннушка домой и говорит про свое горе матери, а мать рассердилась на нее и говорит:

— Поди доставай веретено, а без него и домой не ходи! Заплакала Аннушка и пошла опять к колодцу. Пришла, слезла в колодец, ищет веретено и никак не найдет. Вдруг она видит старика: бел как снег. То был хозяин воды в этом колодце. Аннушка спросила его, что не видал ли он ее веретено, а он ей в ответ сказал, что оно у Бабы-яги, и сказал Аннушке дорогу к ней.

Пошла Аннушка по указанной дороге: встретила ручей; он и говорит:

— Девочка, девочка, попей моей водицы. Аннушка нагнулась к ручью, попила и пошла дальше.

На дороге она встретила березку; та тоже говорит ей:

— Девочка, девочка, перевяжи меня ленточкой. Аннушка взяла из косы ленточку, перевязала и пошла дальше. Встретила она еще коней, те ей тоже говорят:

— Девочка, девочка, возьми у нас из хвоста по волоску. Взяла она по волоску у каждого коня и пошла дальше.

Вдруг она увидела: перед ней дом стоит, а в дому Баба-яга сидит и ее веретеном прядет; вошла Аннушка к Бабе-яге и спрашивает:

— Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А Баба-яга и говорит:

— Поди сначала истопи баню, воды в нее носи решетом, вымой меня, причеши, тогда дам тебе и веретено.

Пошла Аннушка, истопила баню, замазала глиной решето и наносила воды. Пришла за Бабушкой-ягой и привела ее в баню, а Баба-яга и говорит:

— Парь меня головней, мой золой, чеши бороной, а тащи домой за волосы.

Но Аннушка была умная: парила она Бабу-ягу веником, мыла водой, чесала гребешком, а домой вела за руку. Пришли домой, Баба-яга и говорит:

— Спасибо тебе за твою доброту, поди на чердак, бери сундучок, там твое веретено, да смотри — дорогой не открывай.

Аннушка послушалась, взяла сундук и пошла старой дорогой. Встретила она тех же коней. Они взяли у ней сундук и помогли ей его нести, березка, чтобы не мешать, подняла ветви вверх. Ручей тоже, чтобы не утопить, сделался уже, и так кое-как Аннушка добралась до дому, открыла сундук. И что ж? В нем лежало золотое веретено да золото.

Видя это, мачеха послала свою дочь Машутку на колодец и научила, как это делать. Машутка пришла к колодцу, да нарочно и бросила веретено-то. И, не спросясь матери, спрыгнула в колодец и пошла по той же дороге, по которой шла и Аннушка.

Когда она подошла к ручью, то он попросил попить его водицы, но она ему сказала:

— Не видала, что ли, я твоей воды-то! — и пошла дальше.

Береза ее попросила, чтобы она ее перевязала ленточкой, но Машутка ответила:

— И ниточкой не перевяжу, не только ленточкой! Пошла дальше. Встретила лошадей и им так же грубо ответила, как березке и ручью.

Вдруг она видит перед собой избушку, в избушке Бабу-ягу, взошла Машутка к ней и говорит:

— Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А та ей и говорит:

— Оно у меня, поди сначала истопи баню, воды наноси решетом да вымой меня, а потом уже и веретено получишь.

Закапризничалась было Машутка, да делать нечего; пошла, истопила баню, воду стала носить, да никак в решетето не нацедит, бегала, бегала, да так без воды и осталась.

Пришла за Бабой-ягой, привела ее в баню, а Баба-яга тут ей и говорит:

— Парь меня головней, мой золой, чеши бороной, домой за волосы тащи.

Машутка начала Бабу-ягу парить головней, мыть золой, вымазала ее как следует, стала зубом от бороны чесать, причесала и потащила за волосы домой.

Баба-яга, видя это, рассердилась, но не сказала ничего, велела только Машутке сундучок взять. Машутка обрадовалась, взяла сундучок и пошла домой старой дорогой.

Дошла до коней, а они ей не помогли, а было еще хотели истоптать, говоря:

— Ты у нас по волоску не выдернула.

Пошла дальше.

Дошла до березы. Она тоже стала ее хлестать и не пропускать, говоря:

— Ты меня ниточкой не перевязала, а Аннушка перевязала ленточкой, нет тебе дороги!

Пробралась и тут кое-как Машутка, а там глядит: ручей всю дорогу затопил, и пришлось ей идти по воде. Вышла кое-как на дорогу и думает: «Ну ладно, как ни плохо было идти, да зато сколько золота принесу, вишь как тяжело».

Пришла Машутка домой, мать выбежала ее встречать, и наскоро раскрыли сундук: и что же? Вместо золота и золотого веретена сундук был полнехонек жару да простое тлеющее веретено. Мачеха так и ахнула, да нечего делать, надо было и с этим мириться. А Аннушка нашила себе приданое да вышла замуж, и живет себе поживает, да добра наживает.

Публикации по теме:

Знакомим детей с организмом и строением человека. Конспект занятия «Я — человек» Цели: - формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «из каких частей состоит моё тело»); - закреплять понятия.

Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном» Проведения НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка" МДОУ ВМР " Детский сад №15 " Лужок" Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Знакомим детей с профессиями 21 века-профессия флейворист Флейворист: уникальная профессия Ребята сегодня мы с вами поговорим не просто о профессиях., а о профессии 21 века, профессии новой и интересной.

Конспект занятия «Знакомим с городом, играя» «Знакомим с город, играя». Задачи: - продолжать знакомить детей с историей родного города; -закрепить представления о достопримечательностях.

Картотека стихов «Знакомим детей с эмоциями» Эмоции - это наша жизнь. Наше настроение зависит от наших поступков; от того; что мы делаем и как. Также наше настроение влияет на настроение.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомим детей с мордовским национальным костюмом» документ Конспект образовательной деятельности в средней группе. «Знакомим детей с мордовским национальным костюмом». Программное содержание:.

Конспект занятия по рисованию «Зайчики» в средней группе. Знакомим с приёмом рисования тычком с использованием ватной палочки Конспект занятия по рисованию в средней группе «Зайчики». Макарова олеся Викторовна - воспитатель Цель: продолжать знакомить с приёмом.

Занятие в музее для детей старшей группы «Знакомство с пряхой и веретеном»Занятие в музее для детей старшей группы «Знакомство с пряхой и веретеном» Задачи: Познавательное развитие: рассмотреть с детьми вязаные изделия из шерсти, познакомить с устройством старинных прялок Поговорить.

Знакомим детей с прописямиЗнакомим детей с прописями Во второй младшей группе мои дети впервые познакомились с новыми интересными рабочими тетрадями под редакцией Е. В Колесниковой «Раз - словечко,.

Знакомим детей с социальными нормами и правилами Консультация Знакомим детей с социальными нормами и правилами Все течет, все меняется…. Каким будет завтрашний день?. Во многом это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Золотое веретено». Знакомим детей с веретеном и прялкой
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 18:39
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Золотое веретено». Знакомим детей с веретеном и прялкой» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Заикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД