Елена Мокрова
Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведения НОД по ознакомлению с окружающим
в старшей группе " Березка"
МДОУ ВМР " Детский сад №15 " Лужок"
Воспитатель Мокрова Елена Николаевна
2016 год.
Тема: Ознакомление с прялкой и веретеном.
Программное содержание:
1 Продолжать знакомить детей с прялкой и веретеном. Расширять знания детей о том,что у прялки вертикальная часть называется стояк с лопастью, а гризонтальная часть называется донце, веретено служит для наматывания готовой пряжи, какими бывают нитки и для чего они нужны.
Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с прялкой и веретеном“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
2 Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями: посиделками.
3 Активизация словаря: прялка, прялица, донце, стоя с лопастью, пряха, кудель, шерсть, прясть, скручивать, наматывать, вытягивать, веретено, крутится, вертится, пришивать, вязать, шить, вышивать.
4 Воспитывать у детей познавательный интерес к старинным предметам русского быта, приобщая детей к истокам русской народной культуры.
5 Индивидуальная работа с Лерой Д. - учить читать стихотворение выразительно, неторопливо.
Предшествующая работа.
Рассматривание иллюстраций с русской прялкой и веретеном, сшитых, вязаных, вышитых изделий, чтение книг К, Д, Ушинского " Как рубашка в поле выросла", Б Гримм "Три пряхи", Шарль Перро " Спящая красавица", русские народные сказки " Маша и медведь", " Гуси - лебеди". Заучивание пословиц о труде, рукоделий, мастерстве. Заучивание стихотворения А, С, Пушкина " Наша ветхая лачужка. " Проведение познавательных занятий по теме : " Одежда",
" Инструменты".
Ход занятия.
Ребята, вы, наверное, помните, мы читали книгу " Как ткани ткут и нитки прядут". Наша хозяйка, которая живет в русской избе, тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.
Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка.
Хозяйка прядет нить и напевает:
Позолочена прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
Хозяйка.
- Здравствуйте, гости долгожданные. проходите, присаживайтесь (дети здороваются и садятся на лавки).
- Может кто-то из вас знает, что я делаю? (нитку прядете).
Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (обращаю внимание на прялку). Я вам подскажу. Это прялка (ответы детей)- ее называют потому, что на ней прядут. Состоит русская прялка из стояка с лопастью (к ней прикрепляется кудель или шерсти, а это горизонтальная доска, называется донце, на которую садится пряха, соединяются они под прямым углом вот так (показываю).
Кто мне скажет, что это? (правильно стояк с лопастью). А это что и как называется? (донце). Правильно. Кто садился на горизонтальную доску, которая называется донце? (Пряха). Правильно. Под каким углом они соединяются? (ответы детей). Крестьяне начинали прясть с раннего возраста, детства.
А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть. а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Скажите, что это? (повтор и ответы детей).
- Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (хозяйка крутит веретено).
Дети - крутится, вертится.
- Вот за то, что оно вертится, его называли веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено (дети кружатся вокруг себя).
- По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь.
- Для чего нужна прялка? (что бы прясть).
- Это тяжелый труд. Давайте я вас научу нитку прясть (хозяйка берет шерсть и объясняет).
- Сначала нужно помочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить ее в тонкую нитку (хозяйка раздает детям прялки и нитки, просит детей вместе с ней попрясть). (По ходу задаю вопросы).
- Что ты делаешь Лера? (растягиваю шерсть). А ты, что делаешь Лиза? (скручиваю нитку). Что делаешь, Ярослав (пряду нитку). Вот как нелегко прясть нитки:
нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница прялка.
Динамическая пауза " Смотай клубок".
- Вот сколько ниток я напряла (хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными. шелковыми, хлопчатобумажными. Затем нечаянно роняю
корзину, клубки раскатываются). Ой, клубки мои раскатились. Помогите их в клубочки смотать: (дети сматывают клубки.
- Что ты делаешь Вика (Алена? (сматываю нитки в клубок).
" Для чего нужны нитки?"
- Вот нитки спряли да в клубок смотали. Какого цвета клубки? Как можно сказать одним словом? (разноцветные).
- Для чего нужны эти нитки?- (хозяйка достает с полки шерстяные нитки со спицами, чтобы вязать).
- Что можно связать из этих ниток (кофту, варежки, носки, шарф, теплую одежду).
- Для чего нужны эти нитки? (хозяйка показывает хлопчатобумажные нитки с иголкой, чтобы шить).
- Что можно сшить? (платье, юбку, кофту.)
- Если одежда порвется, что нужно сделать? (зашить одежду).
- Если пуговица оторвется, что нужно сделать? (пришить пуговицу).
- Для чего нужны эти нитки? (хозяйка берет вышивку с полки). (Чтобы вышивать).
- Что у меня в избе вышито нитками? (полотенце, скатерть, салфетки).
- Нитки, разные ими можно вышивать, шить, вязать. Дети, потрогайте и скажите какие это нитки? (шерстяные, толстые, теплые, пушистые, мягкие).
Кто пойдет и расскажет стихотворение А, С,Пушкина.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Или дремлешь под
Жужжанье своего веретена.
А, С, Пушкин в своем стихотворении тоже сравнивает быт крестьян с прялкой.
- О чем мы сегодня узнали на занятии, что нитки делают на прялке, сами пробовали прясть. Вспомнили, какие бывают нитки и зачем они нужны. Молодцы.
А сейчас послушайте песню, называется она " Пряха".
Ну, что дети, вам пора в детский сад, а меня работа ждет.
(Дети прощаются и уходят).