Дворецкова Светлана Вячеславовна
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомим детей с мордовским национальным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе.
«Знакомим детей с мордовским национальным
костюмом».
Программное содержание:
Расширять представления детей о родном крае, мордовской национальной
культуре, народном творчестве.
Продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Знакомим детей с мордовским национальным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Средняя группа
- Темочки
основными элементами (панар, сапоня, пулай, коняфкс, руця.)
Развивать творческие способности детей, умение составлять собственный
узор, на основе использования знакомых элементов мордовского
национального орнамента («крест», «галочка», елочка», «ромб»)
Воспитывать интерес к истории и культуре малой Родине.
Методические приемы:
Игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное
сопровождение, малоподвижная игра
Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном
костюме, аудиозапись мордовской народной музыки; образцы фартуков,
заготовки цветной бумаги: полоска 2*4 черного цвета, квадраты 2*2,3*3,
темно-зеленого цвета, квадрат 4*4 красного цвета; кисточки, подставки для
кисточек, клей, ножницы, клеенки, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Есть край, наш мордовский-
Он самый красивый
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
-Дети, понравилось вам стихотворение?
-Как вы думаете, о чем оно (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)
-Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия (Она так
называется, потому что здесь живет народ-мордва.)
-Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие
еще народы живут в Мордовии (В Мордовии живут еще русские, татары,
украинцы.)
Воспитатель:
Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в
нашем саду. Я сегодня одета в мордовский национальный костюм. Давайте
рассмотрим его. У меня сегодня есть помощница. Это кукла Ганя. Она тоже
пришла к нам в национальном костюме.
(Дети рассматривают одежду
воспитателя и куклы, воспитатель
рассказывает об элементах костюма,
сообщает их названия и просит хором
повторить слова на мордовском языке.)
Кукла Ганя очень любит играть. Ребята,
давайте поиграем в мордовскую
народную игру «В круги» («Кругсо»)
(программа «Валдоня» с. 82)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А
сейчас Ганя расскажет вам о
мордовском национальном костюме.
От лица куклы ведется беседа:
-Вот это белая рубаха- по-мордовски «панар». Давайте запомним это слово
«ПАНАР». По бокам и внизу панар украшен вышивкой. Какие элементы
использовала мастерица, вышивая узор? (Крестики, квадраты, ромбы.)
- А какие цвета использованы в вышивке? (Красные, желтые, зеленые.)
- Очень красиво расшит подол рубахи. На нем бисер, блестки. Мордовские
женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам после работы.
Обязательный атрибут женской одежды - каркс. Это пояс. Как он
называется? (закрепление слова 2-3 ребенка). Поверх рубахи одевается
передник. По-мордовски - сапоня. Чем украшен сапоня? (Сапоня - украшен
лентами, вышивкой.)
-Дети, а почему сапоня украшен лентами разного цвета (Чтобы он выглядел
нарядно.)
-Женщины на голове носили платок- по-мордовски руця. А налобная
повязка,вышитая бисером, называется коняфкс. Мордовские женщины и
девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение -сюлган. Ребята,
вам понравился мордовский национальный костюм?
-Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы
запомнили? (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на
мордовском языке.)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Ганя, наши ребята очень умелые. Они умеют
изготавливать разные сувениры. Сегодня они научать тебя украшать фактук
мордовским орнаментом. Садимся на свои места.
Обращает внимание на готовые образцы.
Какие элементы мордовского орнамента использованы в этом фартуке.
(ответы детей).
Какие цвета характерны для мордовского орнамента? (ответы детей).
А сейчас подумайте, как вы украсите свой фартук. (ответы детей).
Воспитатель напоминает о соблюдении правил безопасности при работе с
ножницами, затем предлагает приступить к работе.
По окончании работы детей выставляются на доске.
Воспитатель: Вот какие яркие фартуки у нас получились.
Воспитатель:
-Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень
мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Мы с вами учили песни и
танцы мордовского народа, а сейчас давайте мы с вами потанцуем под
мордовскую мелодию.
(Звучит музыка Л. Кирюкова «Мордовский танец»; дети с воспитателем
танцуют.)
Итог занятия.