Константин Крылов
Знакомство с жанром изобразительного искусства «Пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Пейзаж» старшая группа
Цель: Познакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства.
Подвести к пониманию того, что художник не просто изображает природу, но и передает свое отношение к изображаемому.
Ход занятия
- Вначале я хочу загадать вам загадки: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы или осенние деревья, с которых не облетает листва, или снег, который никогда не потемнеет и не растает.
Публикация «Знакомство с жанром изобразительного искусства „Пейзаж“» размещена в разделах
- Если вы не догадались я вам подскажу: На картинах художников — пейзажистов изображения природы (лес, луг, река, море, написанное художником называется пейзажем.
Человек всегда наблюдал за природой и стремился выразить свое отношение к ней.
В пейзаже художник изображает природу такой, какой он ее увидел. Русская земля всегда была богата лесами. Лес для людей был необходим. В лес ходили на охоту, по грибы и ягоды, из дерева строили дома, из древесины делали посуду. С лип драли лыко, плели лапти.
И вот дождался русский лес своего художника. Родился он в городе Елабуга, на берегу Камы, в окружении лесов. И фамилия у него была лесная - Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович. Половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах.
Как же работал художник над своими великолепными пейзажами. Находил в лесу место, усаживался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и меха, удобно устраивал мольберт и начинал писать.
Давай рассмотрим репродукцию картины «Корабельная роща».
Посмотрите на картину и скажите: где в лесу можно погреться на солнце, где спрятаться в тени. Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошки к камням: какие они холодные или теплые?
Какие цвета помогают художнику передать ощущения теплоты камней, нагретой воды?
Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен?
Почему роща называется «корабельной»?
(Сосны можно сравнить с героями русских сказок, былин — богатырями. Запрокинет голову каждый, что бы лучше рассмотреть мощных и стройных красавцев. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким).
Посмотрите на ограду. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда же в лесу забор. Деревья подготовлены к вырубке. Скоро прекрасные деревья превратятся в могущие корабли и увидят новые просторы земли.
А теперь давайте представим себе, что мы с вами оказались в этой роще. Был чудесный летний день! В лесу пахло смолой и травами, разогретыми на солнце. Пели птицы. Было так хорошо, что мы долго бродили между деревьев великанов. И вдруг погода испортилась, солнце скрылось, зашумели верхушки сосен. Мы с вами вышли на тропинку, которая и вывела нас из леса. Лес закончился.
(Одновременно воспитатель помещает репродукцию с картиной И. И. Шишкина «Перед грозой»)
Все вокруг потемнело. Ветер затих. И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, загремел гром. Представьте, что вы оказались на тропинке.
Куда вы побежите? Вперед или назад. Почему?
Что вас больше всего пугает? Что вам не нравится в картине? Почему?
Попробуйте назвать все цвета, которые вы видите на небе.
(Серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый. Как называются эти цвета? Холодные).
Даже оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине здесь гармонируют с зелеными и воспринимаются как холодные.
Пейзаж можно сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, которые в каждом конкретном случае могут быть самыми разными.