Фоминова Виолетта Юрьевна
Использование произведений изобразительного искусства в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе - это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве-линии и краски, в музыке – звуки, в танце - движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые.
Публикация «Использование произведений изобразительного искусства в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает события, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.
Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Теплов и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события.
Т. Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Цель данных разработок: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Задачи:
• развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи;
• учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением
• формировать элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
• обучать соединению предложений разными способами связи;
• развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
• учить построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений;
• обогащать словарь;
• закреплять изобразительные навыки детей.
Предлагаемый комплексный систематизированный материал призван способствовать развитию связной речи детей посредством приобщения детей к изобразительному искусству.
Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к занятиям. Это является необходимым условием для эффективной коррекционной работы по данной проблеме.
Данный материал предполагает целостное воздействие на личность через восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах: -занятия способствуют общекультурному развитию детей;
-занятия развивают в детях способность воспринимать искусство;
-для приобщения детей к искусству необходима комплексная система работы;
-занятия должны актуализировать включение регионального компонента художественного образования.
На занятии в комплексе решаются различные речевые задачи, причем главной задачей является формирование связной речи.
Обучение предполагает проведение фронтальных занятий (1-2 занятия в месяц).
Структура занятия.
На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями, а так же работа по обучению умению строить предложения разных типов.
Происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.
На втором этапе воспитатель читает подобранный текст, проводит заключительную беседу после чтения. Так как тексты подобраны в соответствии с лексическими темами, то его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.
Словарик-помощник позволяет детям расширять словарный запас, причем воспитатель включает новые или сложные слова в свою речь до и после занятия (во время индивидуальной работы, бесед на прогулке, в свободном общении).
Игры и этюды заменяют знакомые всем физкультминутки. Ведь во время проведения дидактических игр, разгадывания загадок, соревновательных конкурсов дети находятся в постоянном движении.
Следующий этап- разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Заучивание стихотворений можно продолжить во время работы в «мастерской художника».
«В мастерской художника» - заключительный этап занятия. Разработанные задания не сложны, чтобы у детей не возникло перегрузки. Но роль этой работы велика: во-первых - развивается мелкая моторика рук, во-вторых - повышается эмоциональное восприятие занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Изд-во Института Психотерапии
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М. ; Издательский центр «Академия»,1997.-400с.
3. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1997.- с.
4. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
5. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. - М. ,1969. - 111 с.