Приложение МААМ

Конспект занятия «Знакомство с Республикой Беларусь» для детей старшего дошкольного возраста

Валентина Шахмаметьева
Конспект занятия «Знакомство с Республикой Беларусь» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие интереса и уважения у детей старшего дошкольного возраста к обычаям, языку, культуре и истории народов разных стран в контексте культуры народов России.

Задачи: Продолжить знакомство с картой – моделью планеты Земля. Закрепить название континентов. Продолжать знакомить с национальностями народов населяющих континент Евразия.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с Республикой Беларусь“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях, играх. Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям. Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.

Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны, название языков от названий стран. Познакомить с орнаментом как атрибутом украшения одежды. Познакомить с белорусской народной игрой. Развивать ловкость, быстроту, внимание.

Оборудование: карта, мультимедийный экран, презентация «Наш славянский сосед – Республика Беларусь», д/и «Народы Евразии», «Континенты», мяч, тапочки из картона по одному на каждого участника

Методические приемы:

внесение карты, рассматривание, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры, подвижная игра, объяснение, выводы.

Ход:

Организационный момент: Дети идут по кругу.

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.

Мы еще чуть–чуть пройдемся,

Важным делом мы займемся.

Воспитатель обращает внимание детей на карту.

- Ребята, кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей)

- Правильно, это карта - модель планеты Земля в развернутом виде, на которой живем мы с вами и еще много других людей.

- Каким цветом на карте обозначены моря и океаны? (голубым). Леса? (зеленым). Суша? (желтым). Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты. Давайте повторим эти слова вместе. (дети повторяют) А вы знаете какие-нибудь материки? (ответы детей)

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия (давайте повторим вместе, он состоит из 2 частей - Европы и Азии. Рядом – Африка (давайте повторим вместе,. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка (повторите). Пятый материк – Австралия (повторите, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида (повторите) находится в самом низу глобуса, люди здесь не живут, а приезжают для изучения этого континента.

- А сейчас вам надо внимательно послушать и отгадать загадку, и если вы отгадаете материк - показать его на карте.

Проводится игра "Найди материк». Один ребёнок выходит и показывает на карте, а остальные у себя на столе – с места (у каждого на столе картинки с изображением материков).

Два континента - один материк.

Он самый большой!

Он очень велик! (Евразия)

- Узнать, кто живет в этих странах, нам поможет игра «Кто в какой стране живет?»

- Для этого мы с вами станем в круг и начнём играть. Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч. Приготовились!

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живёт в Италии? – Итальянцы

Кто живёт в Белоруссии? – Белорусы

- А на каком языке разговаривают в России? (На русском). Правильно, русский язык – это государственный язык России.

Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга.

Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним из славянских народов, нашим ближайшим соседом, добрыми другом и, как его иногда называют, нашим братским народом – с Белорусами.

Презентация.

Слайд 1. Это ребята, политическая карта Республики Беларусь, где разными цветами изображены области этой страны. Людей, которые проживают в этой стране, называют белорусами.

Слайд 2. А это государственный флаг Беларуси. Государственный флаг – это история и сегодняшний день народа. Во все времена люди ценили флаг государства, бережно сохраняли, верили в его славу, присягали на верность. Флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Красный цвет – с древних времен служит знаком Солнца, и одновременно это знак счастья, жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сарафаны. Зеленый цвет – цвет Природы. цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это прежде всего цвет свободы, цвет нравственной чистоты и мудрости. На белый цвет наложен белорусский национальный орнамент. Он символизирует прежде всего трудолюбие, мастерство

Слайд 3. Государственный герб Республики Беларусь является символом Республики Беларусь. В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: трудолюбие, дружелюбие. Зеленый контур в золотых лучах – территория Республики Беларусь, какой она запечатлена на географической карте. Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Земля – основа всего живого, Солнце – источник жизни. Земной шар – это знак того, что Беларусь, являясь частью планеты Земля

Слайд 4,5. Минск - столица и самый крупный город Беларуси, город-герой. Беларусь, как я уже сказала, дружественный сосед России. Раньше наши страны были одним государством. Поэтому очень много общего в исторической культуре белорусов и русских: сказки, песни, народные хороводы, игры и игрушки. Мы с вами обязательно познакомимся с самобытной культурой Беларуси.

Слайд 6. Хата - жилище в Белоруссии, чаще всего строили из дерева, потому что эта страна богата лесом, крышу покрывали соломой. Хаты - дома были хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения

Слайд 7. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, печь обогревала дом. Народная пословица говорит: «Какая печь, такая и хозяйка».

Слайд 7. В правом углу дома делали святой угол, или кут. Это было место для икон, украшенных рушниками, ароматными травами и цветами. Рядом стояли стол, лава. Рушники обязательное украшение белорусские дома. Рушник - это декоративная ткань, покрытая вышитым орнаментом. Рушник - это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки.

Слайд 8. Самое главное и самое известное национальное блюдо — белорусские драники. Это оладушки, которые готовят из тертого на терке картофеля, и подают со сметаной

Слайд 9. Национальная одежда белорусов по-своему своеобразна. Женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, безрукавки и головного убора. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом

Любимый цвет одежды белорусов — белый.

Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс.

Головными уборами летом были соломенные шляпы.

Почти единственным видом повседневной обуви — мужской и женской, летней и зимней — у основной массы белорусского крестьянства были плетеные лыковые лапти, которые укреплялись на ногах с помощью пеньковых или шерстяных веревок, тканой тесьмы или длинных ремешков. По праздникам надевали сапоги, зимой – валенки.

Слайд 11. Среди основных ремё сел:

• ткачество

• деревообработка

• гончарное дело

• соломоплетение

Наиболее распространённым занятием жителей Беларуси было плотничество, поскольку постоянно имелась потребность в строительстве жилых и хозяйственных построек. Существовали также профессиональные плотники, которые возводили мосты, плотины, мельницы, церкви и т. д. Столяры делали следующие работы: установка дверей, оконных рам, изготовление мебели, домашней утвари, сельскохозяйственный инвентарь, транспортные средства.

Широко распространено было также бондарное ремесло, которое преобладало в форме кустарного промысла. Посуда из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки широко применялась в домашнем быту белорусов и изготавливалась преимущественно для нужд местного рынка.

- Ребята, давайте поиграем в белорусскую народную игру. Называется она

«Михасик» Для проведения игры по кругу ставятся по одному «лаптю» на каждого участника (мы сделали тапочки из цветного картона). Все участники игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай - лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапоть». Ребенок, оставшийся без «лаптя», выбывает из игры. Убирается один «лапоть», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и считается победителем.

- Понравилась вам игра, ребята? Предлагаю вам научить своих родителей и друзей играть в эту белорусские игры.

- Каждый народ имеет свои легенды. Хочу познакомить вас с легендой белорусского народа. Давайте присядем, вы послушаете и отдохнете немного.

Легенда о белорусах

Бог делил между народами земли. Одним – то, другим – то.

Пришли белорусы… Очень Богу понравились. Он и начал их наделять: «Реки вам даю полные (слайд12, пущи – немереные (слайд13, озера – несчитанные (слайд14). Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов – тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка (слайд 15), так уродит рожь (слайд 16) или еще что-нибудь. А еще звери (слайд 17) и птицы в пущах стаями, рыба в реках – косяками, пчелы в ульях (слайд 18) – миллионами. А травы ароматные – как чай (слайд 19). Не будет голода.

Женщины у вас будут красивые, дети – сильные, сады – богатые, грибов и ягод – завались. Люди здесь будут талантливые, на музыку, песни, стихи – способные. И будете жить да жить…»

- Вот такая легенда. Понравилась она вам ребята? (Ответы детей)

- Ребята, давайте вспомним названия каких континентов мы сегодня повторяли? На каком континенте находится Республика Беларусь? Как называется жилище в Беларуси? Какие символы Беларуси вы запомнили? Что нового вы узнали сегодня?

Воспитатель ГБДОУ №32 Шахмаметьева В. М.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством Б. А. Ручьева и Р. А. Дышаленковой» Цель: формировать представления об особенностях художественной литературы, знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. Ручьевым, Р. Дышаленковой.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Приморским краем» Интегрированное НОД для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Знакомство с Приморским краем. Путешествие по уссурийской тайге».

Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук [у] (знакомство)» Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук У (знакомство)». Цель: Познакомить.

Конспект занятия «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности «Посуда», для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Конь» Тема: Конь. Цель: знакомство с шахматной фигурой конь, место коня в начальном положение, ход коня, взятие. Оборудование: интерактивная.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с предложением» Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Задачи: 1. Обучать детей выделять предложение.

Конспект занятия по релаксации для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: научить детей чередовать напряжение и расслабление тела. 1. Приветствие 2. Упражнение «Снеговик» «Представьте, что вы — только.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой изготовление куклы — оберега «Пеленашка»Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой изготовление куклы — оберега «Пеленашка» Мастер – класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой изготовление куклы – оберега «Пеленашка». Провела:.

План по самообразованию «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством и биографией писателей» Актуальность Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогикиЗнакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с Республикой Беларусь» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2019 в 15:33
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с Республикой Беларусь» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шахмаметьева (УИ 588296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД