Екатерина Страхова
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой изготовление куклы — оберега «Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой изготовление куклы – оберега «Пеленашка».
Провела: Воспитатель первой квалификационной категории Страхова Е. Л.
Тема: «Русская народная кукла оберег Пеленашка».
Публикация «Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста „Знакомство с народной куклой изготовление куклы — оберега „Пеленашка“» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского наро-да, познакомить с принципом изготовления куклы «Пеленашки».
Программные задачи:
-учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани;
-продолжать знакомить с историей русского народа;
-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;
-активизировать словарный запас дошкольников;
-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Предварительная работа:
— создание макета «Русская изба»;
— создание мини музея «Куклы наших бабушек»;
— рассматривание русского национального костюма;
— знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности
воспитателя с детьми.
Оборудование и материалы:
— мини - музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани, дерева, бересты, непряденой шерсти, организованный в группе;
— сундук (в нём кукла оберег «семья» и «пеленашка» выполненная воспитателем);
— русские народные песни;
— на столах лоскутки ткани (кусочки ткани яркой расцветки 15х15, белая ткань 20 х20 см., раз-ноцветные нитки «Ирис», атласной тонкой ленты ярких расцветок);
Ход мастер – класса : 1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.
В. Ребята, что за музыка звучит?
В. Как называется эти песни? Как вы думаете, почему сегодня мы будем слушать русские народ-ные песни?
В. Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время, когда люди жили в бревенча-тых избах и пели русские народные песни, и носили русские народные костюмы.
В. Хотите отправиться в путешествие? Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись». Где мы с вами оказались? (В избе).
В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяйка?
2. Основная часть.
Рассказ и показ куклы-оберег «Семья».
В. На Руси многодетные семьи всегда пользовались большим уважением. И они встречались до-статочно часто. Оберег «Семья» представлял собой взрослую куклу и шесть куколок - пелена-шек. Чтобы в семье всё было благополучно, делали этот оберег.
В. Взрослая кукла делалась по принципу изготовления Столбушки, то есть основой служили не-большое полено либо скрутка из тряпочек. Что до одеяний, то ограничений нет, но повойник или косынка должны были присутствовать обязательно.
В. - Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Меня Кукла-оберег Семья называют,
Очень я мастерить и шить люблю.
Кто у меня в гостях побывает,
Тот многое узнает.
(грустно) Только вот, беда, какая,
Где сундучок мой, я не знаю?
В нем же разные изделия,
В нем такое рукоделье! (ищет)
В. Ребята, давайте поможем найти сундук. Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.
В. Вот в него я загляну, что в сундучке всем покажу? (достаёт куклу).
В. Посмотрите, ребята, что это? (кукла). Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?
В. А моя кукла необычная. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.
В. Скрутку под названием «Пеленашка» делала старшая женщина в роде, как только семья узна-вала, что скоро появится ребенок. Она, как и другие обереги, делалась без лица, чтобы в нее не вселились злые духи.
В. По размеру она должна быть совсем маленькая, чтобы поместиться в руки младенца. При из-готовлении куклы «Пеленашки» своими руками, мастерицы воспроизводили три элемента че-ловека: голову, тело и пуп, который считался жизненным центром. Такая кукла шилась непо-средственно перед рождением ребёнка. Затем готовое изделие помещали в пустую колыбельку. Потом куклу давали новорожденному в ладошку. Таким образом, ребёнок сам себе делал массаж внутренней поверхности ладони.
3. Объяснение предстоящей работы:
В. Кукла – Пеленашка издревле считается защитница маленьких детей. Изготовить такой оберег проще простого. Во время изготовления нельзя пользоваться иголками и ножницами. «Пеле-нашку» обязательно нужно перевязать красной нитью.
В: Сегодня мы с вами изготовим куклу-пеленашку (показ).
Стандартную «Пеленашку» может сделать каждый желающий. Для этого нужно приготовить:
• прямоугольный кусок белой ткани, который будет служить основой;
• кусок цветной ткани для пелёнки;
• красная шерстяная нить;
• ленточка.
1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, тру-бочкой, получилась - скатка (показать).
2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя ку-колке талию.
3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)
4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (прямоугольной) Положите на него куколку посе-редине, нашей пеленки. Делаем платочек на голову Пеленашки, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, Правый конец ткани сгибаем треугольником, оберни-те вокруг куколки, вот так, концы прямоугольника заворачиваем назад, на спину кукле. Левый конец пеленки снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.
5. Концы пеленки подгибаем и заворачиваем вверх
6. Что можно сделать, чтобы пеленка не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю пеленку куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.
Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравиться?
4. Практическая работа детей.
Ребята, проходите, присаживайтесь.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят :
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина. (загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5 (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать. (хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
В. Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
5. Итог занятия.
В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).
Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Наших кукол обогрей!
В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали? (она мягкая, теплая, добрая, красивая)
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
Понравилось вам наше путешествие? Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег кукла- Пеленашка.