Наталья Хряпина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
Задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Знакомство с предложением“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, кусочки ваты для дыхательной гимнастики; тетради для графических диктантов.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Скажите все готовы заниматься (ответы детей)
У всех хорошее настроение? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (появляется Мудрая Сова).
Ей очень понравились ваши рассказы об осени и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
Тогда нам необходимо поработать над своим дыханием.
Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
1 часть.
Воспитатель:
Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
На доску вывешивается карточка 1 «Девочка поливает цветы» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Воспитатель:
Девочка поливает цветы. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)
Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)
В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)
На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. (ответы детей)
Что у вас получилось? (ответы детей)
Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.
Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Физминутка
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегут на носочках на месте)
И на землю тихо сели, (дети приседают).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял, (дети встают).
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил. (дети садятся на места).
На доску вывешивается карточка 3 «Воробьи клюют зерно» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Воспитатель:
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают воробьи. (ответы детей)
Что у вас получилось? (ответы детей)
Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов)
2 часть.
Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью.
Показывает карточку- схему предложения.
Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения :
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. (показ карточки).
3. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения. (показ карточки).
На доску вывешивается карточка 4 «Мальчик ловит рыбу» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Воспитатель:
Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей)
Сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.
Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.
Это предложение состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой- заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «ловит», между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; третье слово «рыбу», предложение закончено, в конце я поставлю точку.
На доску поочередно вывешиваются карточки 5 «Мама заплетает дочку», 6 «Папа читает газету», 7 «Мальчик катается на коньках» (уточнение предлог-тоже слово, но короткое, 8 «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.
Итог занятия.
Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.
Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей)
Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)
Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)
Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!