Инна Чиркина
Конспект занятия «Знакомство с предметами хохломского промысла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
Тема:" Знакомство с предметами Хохломского промысла".
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество".
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, продуктивная.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с предметами хохломского промысла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Цели:Дать детям представление о хохломском народном промысле. Уметь отличать его от Касимовского.
Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту и необходимость предметов народного творчества.
Материал: Узелок, Хохламская и Касимовская посуда, образцы Хохломской росписи.
Ход занятия
Под музыку входит сказочница с узелком в руке.
_ Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали? Я сказочница. А приехала я к вам из Золотой Хохломы.
- А вы знаете где находится Хохлома (ответы)
_ Вот послушайте что я вам расскажу о прекрасной стране.
В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Нижнего Новгорода расположился город Семенов, а рядом с ним среди лесов и полей стоит село Хохлома. Давным_ давно жили там смелые да умелые, веселые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать: как свой край прославить, да порадовать людей. Думали- думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке Чудо-деревья, осину и березку и стали из них посуду делать, да росписывать ее. Вот и приехала я к вам не одна, вам подарки принесла.
_ Что же ты нам принесла?
_ Я загадку загадаю, а вы ее отгадайте.
Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
-Посмотрите какая она красивая. А теперь послушайте стихотворение вот про этот бочонок. (показываю)
Смастерили из досок
И надели поясок
И хранит посуда эта
С грядок собранное лето.
- У меня в узелке есть еще посуда, посмотрите какая она.
- Чем привлекает нас эта посуда? (радует своей красотой)
-Какое чувство вызывает у вас посуда? (чувство гордости)
- Для чего необходима посуда? ( в деревянной посуде можно хранить сыпучие продукты: крупу, соль, сахарный песок)
- А так же можно украсить наш дом, квартиру, ведь посуда очень красива.
- Из чего сделана эта посуда? (из дерева) Дать потрогать, постучать палочкой.
- Если посуда сделана из дерева, значит она какая? (деревянная)
- Внимательно посмотрите на посуду и назовите что нарисовал художник на каждом предмете? (ягоды, листья, завитки, травинки)
- Какого цвета ягоды?
- Листья?
- Завитки?
- На каком фоне наносится рисунок? (рассматривание образца)
- Как же создается Хохломское изделие?
1. Вытачивание форм из липы или березы. (белье)
2. Вытаченное на токарном станке изделие покрывается жидким слоем местной глины с добавлением небольшого количества растительного масла. (грунтовка)
3. Потом изделие пропитывается льняным маслом и просушивается. (изделие похоже на глиняное. Обмазывают несколько раз олифой- так, чтобы на поверхности его появилась липкая лаковая пленка.)
4. Затем изделие покрывается алюминевым порошком, который мастер втирает тампоном или овчинной шкуркой. Изделие становится пожожим на металлическое.
5. Наносится роспись маслянными красками, сушится, покрывается лаком и закаливается в элекропечах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а просвечивающий сквозь него алюминевый порошок становится "золотым". Изделие не боится ни жары, ни холода.
- А ведь сколько труда стоило, чтобы получить вот такую красивую посуду.
- А потому такая красивая посуда, что в цехе работают добрые, творческие, любящие свое дело люди.
- Как можно назвать людей, которые росписывают посуду? (мастерами).
- Чтобы быть хорошим мастером, надо учиться у старших.
- Ой, ребятки, устала я сидеть, давайте поиграем.
Ходит сказка у ворот
С нами водит хоровод.
Подарила для игры,
Нам березку, посмотри.
Хоровод:" Мы вокруг березки хороводом встали. "
Вот закончилась игра
Молодцы мастера!
Сказка, чаще приходи,
С нами дружбу заводи!
- Хорошо хоровод водили,а сейчас сядем на свои места. Посмотрите еще на эту посуду. Вам она нравится?
- А на какую посуду она похожа? Вот у меня в узелке еще посуда другой росписи.
- Какая это посуда? (Касимовская).
- Похожа она на Хохломскую? Но все же есть различия, кто скажет какие? (В Касимовской росписи присутствует белый и синий цвет).
- Касимовские мастера прославили свой город. край Касимовский вот такой красивой посудой. И Касимовская и Хохломская росписи состоят из растительных узоров.
- Хохломские художники используют в своей работе: красную, зеленую, черную краски.
- Посмотрите, какие ягоды на предметах- сочные, красные
- Листья трехпалые
-Веточки затейливо изогнутые
- Травка " Осока" -обязательная часть орнамента.
- Послушайте стихотворение Николаева " Чаша".
Красно- черным по золоту
Полыхает пожар
Все нетленно и молодо
Все в ней мир поражает
Руки дивной художницы
Выводили узор.
На Россию похожая
Чернь земли, алость зорь.
- С какой росписью вы сегодня познакомились?
- Из каких элементов она состоит?
- На каком фоне рисуется?
- Как получается желтый цвет?
- А сейчас мы превратимся в маленьких мастеров и украсим Хохломским узором вот такую полоску. Вот какую полоску я привезла из Хохломы. (показ образца.)
- Из каких элементов состоит узор? (листья, травка, ягоды, завитки).
-А как нарисовать такой узор, я вам покажу.
- Сначало проводим кончиком кисти затейливую веточку черного цвета. Затем рисуем листья зеленого цвета. Травку, завитки- черного цвета. Ягоды- красного цвета.
- Все рисуем кончиком кисти. (Дети рисуют самостоятельно.)
- Посмотрите какими мастерами вы были.
Сказка в жизни с вами рядом,
Надо только, Будто вдруг,
Очень добрым умным взглядом
Посмотреть на все вокруг.
Не заметишь как случится,
Сказка сладится сама
.Загорит пером жар-птицы
Золотая Хохлома.
И зовет вперед дорога
И звучит мой бодро стих.
Надо только вам немного
Повзрослеть и подрасти.
- А сейчас мне пора. до свидания.