Наталья Морозова
Знакомство с календарем. Занятие по ФЭМП в старшей группе с использованием метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с календарем
(Занятие по ФЭМП в старшей группе с использованием метода моделирования)
Цель:
1. Закрепить представление о сутках и о том, что 7 дней (суток) составляют неделю.
2. Каждый день недели имеет свое название, а последовательность каждых 7 дней всегда одна и та же.
3. Упражнять в порядковом счете.
4. Учить составлять из геометрических фигур фигуры по расчерченным на элементы образцам.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. Круговая модель суток.
2. Шнур.
3. Четыре карточки «части суток».
Темочки:
- Календарь. Изучаем календари
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
4. Круговые модели дней недели (7шт.)
5. Объемная модель «дни недели».
6. Кольца Луллия.
Раздаточный материал:
Игра «Танграм».
Ход занятия.
1 часть. Сообщение цели.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии мы закрепим знания о сутках, днях недели. Закрепим порядковый счет и поучимся составлять фигуры животных из геометрических фигур.
- Ребята, послушайте, по-моему, там кто-то плачет. Да это Незнайка. Незнайка, ты почему плачешь?
Незнайка:
- Я ничего не знаю. Знайка сказал, приходи утром, я пришел, а он говорит: «Я тебя утром звал, а ты вечером пришел». Пилюлькин сказал прийти на медицинский осмотр в среду, я пришел, а мне говорят, приходи завтра, сегодня только вторниу!
Воспитатель:
- Незнайка, да ты не знаешь частей суток и дней недели.
Незнайка:
- Наверное. Но что же мне делать?
Воспитатель:
- Ребята, что же делать Незнайке, как вы думаете? (учить части суток и дни недели)
- А как же он будет учиться, Незнайка ведь в школу не ходит? (мы его научим)
- Ну что же Незнайка, садись вместе с ребятами и учись вместе с нами.
2 часть. Закрепление частей суток и дней недели.
Воспитатель:
- Назовите части суток, которые вы знаете.
- Назовите по этой модели части суток.
- Назовите части суток в правильной последовательности, начиная с утра.
Дидактическая игра «Части суток»
На полу чертится большой круг, разделенный на четыре сектора. Напротив каждого картинка. Дети выстраиваются в шеренгу напротив круга. Воспитатель читает стихотворение, по сигналу бубна дети должны занять нужную часть круга.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Части суток».
- Посмотрите, у нас на полу есть модель суток, и мы можем с ней поиграть. Выстраивайтесь в шеренгу, внимательно слушайте стихотворение, определяйте, о какой части суток я говорю, и по сигналу бубна идите в нужную часть круга.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…. Летят…летят… Е. Трутнева
Воспитатель:
- В какую часть суток ты пришел?
- Молодцы. Выстраивайтесь опять в шеренгу и слушайте внимательно.
Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше –
Присядь, попробуй на пенек,
Не торопись… послушай. Я. Аким
Воспитатель:
- В какую часть суток ты пришел?
- Молодцы. Выстраивайтесь опять в шеренгу и слушайте внимательно.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
Прислонившись к иве. С. Есенин
Воспитатель:
- В какую часть суток ты пришел?
- Молодцы. Выстраивайтесь опять в шеренгу и слушайте внимательно.
Плакали ночью
Желтые клены:
Вспомнили клены,
Как были зелены… Э. Мошковская
Воспитатель:
- В какую часть суток ты пришел?
- Молодцы, никто не заблудился. Садитесь опять на стульчики.

3 Дни недели
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае,
вереницею летят,
не воротятся назад?
- О чем эта загадка? (о днях недели)
- Как вы догадались, что о днях недели?
- Сколько дней в одной неделе?
- У меня есть карточки (выставляю круги в соответствии с днями недели)
- Первый день недели – понедельник, мы его узнаем по одному кружку;
- Как называется второй день недели?
- Как вы думаете, почему второй день недели называется «вторник»?
- Второй день недели – вторник, его узнаем по двум кружкам;
- После вторника, какой день недели?
- Сколько кружков на его карточке? (3)
- Третий день недели – среда, его узнаем по трем кружкам;

- Как называется четвертый день недели?
- Сколько кружков на его карточке? (4)
- Четвертый день недели – четверг, его узнаем по четырем кружкам;
- Как называется пятый день недели?
- Сколько кружков на его карточке? (5)
- Пятый день недели – пятница, его узнаем по пяти кружкам;
- Эти пять дней – рабочие. Назовите их.
- Найдите на нашей неделе середину.
- Какой по счету это день?
- Почему третий день называется «середина»?
- Правильно. Потому, что он стоит в центре. Это середина недели. Есть еще два дня, они называются суббота и воскресение.
- Шестой день недели – суббота, его узнаем по шести кружкам;
- Седьмой день недели – воскресенье, его узнаем по семи кружкам.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, если собрать все 7 дней вместе, получится неделя.
(показываю объёмную модель недели)
- Пожалуйста, назовите дни недели по порядку еще раз.

Кольца Луллия
- Посмотрите, у меня есть вот такой волшебный круг. Пожалуйста, поставьте правильно: сейчас у нас время суток – утро; день недели – среда. Кто хочет попробовать поставить?
- Ребята, посмотрите, правильно Полина сделала?
- Давайте вспомним, когда вы делали кораблики, в какое время суток? (днем)
- А какой вчера был день недели? (вторник)
- Пожалуйста, поставьте это на нашей модели.
- Ребята, посмотрите, правильно Егор сделал?
- Давайте вспомним, когда вы пойдете в спортивную школу? (завтра)
- А в какое время суток? (днем)
- А какой завтра будет день недели? (четверг)
- Пожалуйста, поставьте это на нашей модели.
- Ребята, посмотрите, правильно Данил сделал?
- Когда вы сегодня пойдете домой? (вечером)
- Пожалуйста, поставьте это на нашей модели.
- почему ты так поставил?

Физкультминутка. Игра «Неделя, стройся!
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем. Я вам раздам вам круги, каждый из которых обозначает определенный день недели. А узнать какой именно вы можете по цвету и количество кружков на нем. Вы должны будите по моей команде выстроиться по порядку: от первого дня – понедельника до последнего – воскресения. А мы проверим, правильно ли вы построились.
Воспитатель:
- Дни недели – стройся в ряд!
- Ребята, смотрите, правильно они построились? Максим, как ты думаешь, правильно у нас стоят дни недели? Назови их по порядку.
(играем 2 раза)

4 часть. Игра «Танграм»
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю научить Незнайку составлять фигуры из геометрических фигур, то есть поиграть в игру «танграм». У вас в тарелочках есть геометрические фигуры, и схема составления силуэтов животных. Положите схемы перед собой, возьмите фигуры и выложите из них фигурку животного.
Воспитатель:
- Незнайка, посмотри какие животные получились у ребят. Попробуй, угадай кто это?

5 часть. Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, давайте напомним Незнайке, чем мы его сегодня научили на занятии? (различать части суток и дни недели)
- В какие игры играли? («танграм»)
- Незнайка, та все понял? Теперь не будешь путаться? Сможешь составлять силуэты животных из геометрических фигур?
- Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке.