Марина Горячева
Проект «Использование метода моделирования в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
По деятельности
практико-ориентированный
По форме организации - подгрупповой
По характеру контактов – открытый
Проблемные вопросы
Оцениваем уровень сформированности монологической речи своей и чужой
Понимание смысла сказанного
Учимся связно, лаконично, последовательно высказывать свою мысль
По содержанию - познавательный
По продолжительности – долгосрочный
Методы, приемы
Метод наглядного моделирования (модели, схемы) Рассказ - образец
Создание проблемной ситуации
Пересказ коротких рассказов и сказок
Публикация «Проект „Использование метода моделирования в развитии речи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Рассматривание картин
Напоминание о том,как сказать правильно
Вопросы побуждающего характера
Словесные упражнения
Дидактические игры
Цель: создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящие детей к пониманию существенных связей вещей. Задачи проекта : Организовать работу по подготовке детей к построению модельных образов, дающих возможность усваивать, использовать обобщенные знания, не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей : обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания об окружающем мире. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, способствующих обогащению словаря, развитию образного мышления, оптимизации процесса развития навыка связной речи.
Актуальность
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с несформированной связной речью (диалогической и монологической). Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело будет учиться в школе. Поэтому развитие связной речи у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день
ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность : • самостоятельного анализа ситуации или объекта; • развития децентрации (умения менять точку отсчета); • развития замыслов-идей будущего продукта. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: • пересказ; • составление рассказов по картине и серии картин; • описательный рассказ; • творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: • геометрические фигуры; • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); • планы и условные обозначения, используемые в них; • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие
Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.
На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.
На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.
Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : - фонетическую; - лексическую; - грамматическую; - развитие связной речи.
Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.
Результаты
Использование метода наглядного моделирования в коррекции позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы