Калиниченко Людмила
«Знакомство с буквой и звуком [р]». Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «Р»
Цель занятия : Знакомство с буквой и звуком «Р».
Задачи:
1. Учить детей навыкам четкого произношения звуков [р] [р’].
2. Закреплять понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
4. Познакомить с буквой «Р».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память.
Оборудование:
- картинки со звуком [Р] [Р’]
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- предметы со звуком [Р] [Р’]
- построения артикуляционного аппарата при произношении звука [Р] [Р’].
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами полетим в путешествие на воздушном шаре. Вы согласны отправиться в путешествие? Дети отвечают. А для этого нам надо надуть наш большой воздушный шар. Надуть его будет нелегко, для этого нужна нам воздушная струя. И мы сейчас с вами потренируемся ее выработать. Дети выполняют упражнения:
1. Дуем долго тихо на ладошки.
2. Дуем долго сильнее на ладошки.
3. Дуем долго очень сильно на ладошки.
- Итак, мы с вами научились вырабатывать воздушную струю и сейчас запускаем наш воздушный шар. Дуем все вместе! Дети дуют.
II. Пальчиковая гимнастика
- В любом путешествии, ребята, нужна сила и ловкость рук для того, чтобы управлять и удержать воздушный шар. И сейчас будем тренировать руки. Проводится игра «Робот». Под музыку ритмично сжимаем и разжимаем кулачки, складываем руки в замок и поочередно поднимаем пальчики. Пальчики здороваются друг с другом и убираются опять в замок.
III. Основная часть:
- Ребята, сегодня вместе с нами на воздушном шаре летят различные предметы, которые понадобятся нам в путешествии. Посмотрите, что это за предметы. Назовите их. Дети называют: рюкзак, ремень, расческа, ребусы, ручка, репа. А какой звук слышится в начале слов при произношении? Вот об этом звуке мы и будем сегодня говорить, и познакомимся с буквой, которая их обозначает, буквой «Р».
Артикуляция звуков :
- Давайте вместе произнесем звук [Р]. Объясняем правильную артикуляцию данного звука. Рассматриваем схему построения артикуляционного аппарата при произношении звука.
Характеристика звука :
- Это согласный звук. Объясните, почему мы считаем его согласным? Ответы детей. Правильно, его нельзя петь, нам во рту мешает преграда из язычка и зубок. Попробуйте намотать ниточку на клубок, ниточка рвется то же самое со звуком [Р и Р’]. Работа со схемой, нахождение схемы - синий и зеленый прямоугольники с колокольчиком.
-Давайте попробуем изобразить наш звук с помощью карточек.
Дети характеризуют звук с помощью цветных треугольников.
Согласный, звонкий, твердый, дрожащий – синяя карточка с колокольчиком.
Согласный, звонкий, мягкий, дрожащий – зеленая карточка с колокольчиком.
Речевая зарядка:
-А сейчас мы с вами спустимся с нашего воздушного шара на зеленую травку и поиграем в игру «Камень-вата». Будем говорить слоги, на твердый звук в слоге наши кулачки будут твердыми как камень, на мягкий звук руки будут расслабляться и становиться мягкими как вата:
ра – ря ру –рю ар – арь ур – урь
ро – ре ры – ри ор – орь ир – ирь
Определение наличия и места звуков в словах
-А для дальнейшего полета нам с вами нужно зайти в магазин и купить продукты питания. Давайте зайдем в магазин и купим продукты, в названии которых есть звуки [р] и [р’]. ( предлагаются картинки: молоко, рыба, колбаса, мороженое, морковь, хлеб, мясо, мед, рис, рулет, помидор).
- Давайте определим, в каком месте находятся звуки в этих словах : вначале, в середине или в конце (дети берут полоски, разделенные на 3 части и фишки, логопед называет слово, дети ставят фишку в нужный квадрат).
Определение твердости и мягкости звуков
- И так мы с вами закупили продукты и опять отправляемся в путешествие на воздушном шаре. А для того, чтобы нам не было скучно я прочитаю вам стихотворение, в конце каждой строки будет слово со звуком [р] или [р’], я читаю строчку, а вы поднимаете карточку, если слово с твердым звуком – синюю, с мягким – зеленую:
Июль. Жара.
Притих лесок.
Над лесом кружит ястребок.
Кричит тетеревиха:
Сидите, детки, тихо!
Смотрите пристальней вокруг:
Свирепый ястреб нам не друг.
Остался ястреб не у дел:
Кружил, кружил и улетел.
Знакомство с буквой :
- Ребята, а как вы считаете, что такое звук, а что буква? Чем они отличаются? Дети отвечают. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями:
1. Найди букву [Р] среди других букв.
2. Найти картинку, которая начинается с данной буквы.
3. Собери букву [Р] из различной крупы.
III. Итог занятия
- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- Какие это звуки?
- С какой буквой познакомились?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.