Получи документы

«Знакомство с буквой и звуком [р]». Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы

Калиниченко Людмила
«Знакомство с буквой и звуком [р]». Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звук и буква «Р»

Цель занятия : Знакомство с буквой и звуком «Р».

Задачи:

1. Учить детей навыкам четкого произношения звуков [р] [р’].

2. Закреплять понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

4. Познакомить с буквой «Р».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память.

Оборудование:

- картинки со звуком [Р] [Р’]

Темочки:

- предметы со звуком [Р] [Р’]

- построения артикуляционного аппарата при произношении звука [Р] [Р’].

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами полетим в путешествие на воздушном шаре. Вы согласны отправиться в путешествие? Дети отвечают. А для этого нам надо надуть наш большой воздушный шар. Надуть его будет нелегко, для этого нужна нам воздушная струя. И мы сейчас с вами потренируемся ее выработать. Дети выполняют упражнения:

1. Дуем долго тихо на ладошки.

2. Дуем долго сильнее на ладошки.

3. Дуем долго очень сильно на ладошки.

- Итак, мы с вами научились вырабатывать воздушную струю и сейчас запускаем наш воздушный шар. Дуем все вместе! Дети дуют.

II. Пальчиковая гимнастика

- В любом путешествии, ребята, нужна сила и ловкость рук для того, чтобы управлять и удержать воздушный шар. И сейчас будем тренировать руки. Проводится игра «Робот». Под музыку ритмично сжимаем и разжимаем кулачки, складываем руки в замок и поочередно поднимаем пальчики. Пальчики здороваются друг с другом и убираются опять в замок.

III. Основная часть:

- Ребята, сегодня вместе с нами на воздушном шаре летят различные предметы, которые понадобятся нам в путешествии. Посмотрите, что это за предметы. Назовите их. Дети называют: рюкзак, ремень, расческа, ребусы, ручка, репа. А какой звук слышится в начале слов при произношении? Вот об этом звуке мы и будем сегодня говорить, и познакомимся с буквой, которая их обозначает, буквой «Р».

Артикуляция звуков :

- Давайте вместе произнесем звук [Р]. Объясняем правильную артикуляцию данного звука. Рассматриваем схему построения артикуляционного аппарата при произношении звука.

Характеристика звука :

- Это согласный звук. Объясните, почему мы считаем его согласным? Ответы детей. Правильно, его нельзя петь, нам во рту мешает преграда из язычка и зубок. Попробуйте намотать ниточку на клубок, ниточка рвется то же самое со звуком [Р и Р’]. Работа со схемой, нахождение схемы - синий и зеленый прямоугольники с колокольчиком.

-Давайте попробуем изобразить наш звук с помощью карточек.

Дети характеризуют звук с помощью цветных треугольников.

Согласный, звонкий, твердый, дрожащий – синяя карточка с колокольчиком.

Согласный, звонкий, мягкий, дрожащий – зеленая карточка с колокольчиком.

Речевая зарядка:

-А сейчас мы с вами спустимся с нашего воздушного шара на зеленую травку и поиграем в игру «Камень-вата». Будем говорить слоги, на твердый звук в слоге наши кулачки будут твердыми как камень, на мягкий звук руки будут расслабляться и становиться мягкими как вата:

ра – ря ру –рю ар – арь ур – урь

ро – ре ры – ри ор – орь ир – ирь

Определение наличия и места звуков в словах

-А для дальнейшего полета нам с вами нужно зайти в магазин и купить продукты питания. Давайте зайдем в магазин и купим продукты, в названии которых есть звуки [р] и [р’]. ( предлагаются картинки: молоко, рыба, колбаса, мороженое, морковь, хлеб, мясо, мед, рис, рулет, помидор).

- Давайте определим, в каком месте находятся звуки в этих словах : вначале, в середине или в конце (дети берут полоски, разделенные на 3 части и фишки, логопед называет слово, дети ставят фишку в нужный квадрат).

Определение твердости и мягкости звуков

- И так мы с вами закупили продукты и опять отправляемся в путешествие на воздушном шаре. А для того, чтобы нам не было скучно я прочитаю вам стихотворение, в конце каждой строки будет слово со звуком [р] или [р’], я читаю строчку, а вы поднимаете карточку, если слово с твердым звуком – синюю, с мягким – зеленую:

Июль. Жара.

Притих лесок.

Над лесом кружит ястребок.

Кричит тетеревиха:

Сидите, детки, тихо!

Смотрите пристальней вокруг:

Свирепый ястреб нам не друг.

Остался ястреб не у дел:

Кружил, кружил и улетел.

Знакомство с буквой :

- Ребята, а как вы считаете, что такое звук, а что буква? Чем они отличаются? Дети отвечают. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями:

1. Найди букву [Р] среди других букв.

2. Найти картинку, которая начинается с данной буквы.

3. Собери букву [Р] из различной крупы.

III. Итог занятия

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- Какие это звуки?

- С какой буквой познакомились?

- Что понравилось больше всего?

- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Знакомство со звуком [У]»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Знакомство со звуком [У]» Цель: познакомить воспитанников со звуком [У]. Задачи: 1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у». 2. Учить отличать звук «у».

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой з и звуком [З]» с презентацией Задачи: Учить детей выделять звук [З]. Определять наличие или отсутствие звука [З] в слове. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с буквой и звуком [р]». Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 15:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с буквой и звуком [р]». Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Калиниченко Людмила (УИ 3501034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД