Догадова Марина Васильевна
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с народным
декоративно-прикладным
искусством
МЛАДШАЯ ГРУППА Для детей младших групп нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских, дымковских народных умельцев. Для работы с детьми в первом полугодии обычно используют те же игрушки, что и в первой младшей группе, но проводят более глубокий анализ формы предметов. Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку, которую можно предложить для рассматривания в конце первого — начале второго полугодия. Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Начиная со второго полугодия детям можно предложить украсить дискообразное изделие объемными формами — шариками и валиками. Выполняя это задание, дети лепят торт, пирожное для кукол, располагая элементы в определенном ритме: шарики — по краю и в середине, а валики — в виде сетки или лучами, расходящимися от центра к краям. Сначала дети создают основу, а затем постепенно украшают ее. Активность каждого ребенка проявляется в том, что малыш сам выбирает форму, размер элементов и чередует их.
Публикация «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
Следующий этап — более сложное задание: детям предлагают вылепить чашку и нанести на нее узор стекой по краю чашки в один и несколько рядов. Для игр и рассматривания в этой группе можно использовать семеновские матрешки, загорские деревянные точеные игрушки и деревянные игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака) и дымковские (петушок, курочка-наседка, куклы крупные и мелкие).
СРЕДНЯЯ ГРУППА Для средней группы нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка. Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания. Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке.
СТАРШАЯ ГРУППА Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная. Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские глиняные игрушки.
Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками Все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые желательно знать воспитателю. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель» и. т. д.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы. В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды — из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки — изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза). Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.
Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.
Декоративные тарелки и блюда могут быть расписаны сказочными цветами, птицами и рыбами. Расширяется набор дымковских кукол: водоноска, франтиха под зонтиком, также доярка с коровой; наездник на коне, индюк с расписным хвостом и многие другие. Из каргопольской игрушки детям можно показать старичка, который поит коня, мужика-сеятеля, тройку и Полкана — сказочного полузверя, получеловека. Из филимоновских игрушек хорошо использовать лису с петухом, танцующие пары и другие образцы, которые дети еще не видели. Из богородских игрушек детям будут интересны «Медведь и заяц идут в школу», «Баба-яга», «Медведь-футболист», «С добрым утром». Перечень игрушек может быть более разнообразным, но воспитатель отбирает лишь то, чем располагает детский сад
Характеристика предметов народных промыслов
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. - о народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, красили белым цветом, полученным из толчёного мела, разведённого молоком, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетание простых элементов (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды, ёлочки, Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с дымковской. Маленький ребёнок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. В основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т. д. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос.
ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА
Недалеко от Москвы находится село Гжель. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой и др.
Хохлома
Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – “травка”, “кудрина”,” письмо под листок”, “письмо под фон”, восходящие к двум старинным традициям или системам хохломской росписи — «верховому» и «фоновому» письму. Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» — это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов.
Городецкая роспись
Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В росписи использовались яркие сочные краски — красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки
Полхов-Майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России.
Свое название он получил от большого села Полховский Майдан в Нижегородской области.
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - посуда: солонки, чаши "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.