Мария Рыбалко
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством»
Подготовили:
Воспитатель Рыбалко М. С.
Музыкальный руководитель Шмарыгина М. В.
Народное декоративно-прикладное искусство
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.
Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета. Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.
Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла, мы поставили перед собой
цель:
• создание условий для развития основ художественной культуры и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство на примере дымковской игрушки.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
• Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на примере дымковской игрушки.
• Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора на изделиях народного промысла.
• Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.
Проблема, которая встала перед нами - это недостаточность материала для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. Для работы в этом направлении стали необходимы игрушки для показа детям.
И мы начали работу с того, что совместно с родителями организовали выставку предметов быта декоративно-прикладного искусства. Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, оформили в группе уголок творчества, в котором разместили дымковские игрушки, иллюстрации с образцами дымковской росписи. Практический материал делали самостоятельно: это плоскостные и объемные изделия, сделанные из глины, пластилина, картона, расписанные дымковской росписью. Познакомили детей с дымковской игрушкой, историей ее возникновения.
Познакомили детей с дымковским узором, объяснили, что узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки-горошины, прямая и волнистая линия. Подчеркивали яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек.
Начали работу по ознакомлению детей с филимоновскими игрушками и ее узорами – росписью.
Так же были созданы игры «Укрась узором дымковскую и филимоновскую игрушки», «Собери пазл», «Подбери узор дымковской и филимоновской игрушке».
Каких результатов мы достигли?
Дети узнали происхождение дымковских и филимоновских игрушек, какими узорами они украшены, чем они отличаются друг от друга.
В дальнейшем мы будем знакомиться и с другими народными промыслами.
Учебный год еще не закончился. Мы продолжаем над этим работать. Ну а что из этого вышло, предлагаем вам посмотреть.
Развлечение «Путешествие к дымковским игрушкам»
Звучит «Камаринская» выходит барыня созывает детей, дети сидят на стуле
Это что за господа
В гости к нам пришли сюда
Здравствуйте, Тани, Вани, Пети и другие дети! (поклонилась)
Вы любите играть?
Тогда предлагаю отправится в гости к дымковским игрушкам. А полетим мы на волшебном ковре самолете. Проходите, присаживайтесь, внимание ковер взлетает:
(звучит звук самолета)
Раз, два, три, четыре, пять
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся
Глядь и мигом приземлимся.
(открываем декорацию)
-Смотрите ка, река! А по берегам реки город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка город старинный. Когда то вокруг него крепостные стены были, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу стоит село, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над селом дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть поэтому это село и называли Дымково.
-А ну ка, посмотрим, кто здесь живет. (дети подходят к столу, берут игрушку и начинают ее расхваливать)
1. Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски
2. У меня есть дружок –
Златогривый конюшок,
Эх, свистну, гикну, прокачусь.
И обратно ворочусь.
3. Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек –Марфуточек купаться ведет.
4. Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Красивые игрушки? Тогда давайте в них ненадолго превратимся (дети выходят на танец кадриль)
Танец «Кадриль»
После танца выходит из домика мастерица встречает ребят
Мастерица: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Очень рада я вас видеть, это у меня мастерская, светлая и просторная. И все здесь есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную игрушку.
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы-
А ну, назовите меня!
Дети: дымковская игрушка.
Мастерица: верно, угадали. А сейчас вы сможете украсить любую игрушку, которая вам понравится.
Дидактическая игра «Составь узор»
Ведущий достает контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными элементами (кругами, точками волнами)В конце игры воспитатель уточняет, какие элементы используются для составления узора:
-Какие элементы вы использовали для украшения игрушек?
-какого цвета элементы?
-Молодцы! Справились с этим заданием. Но, к сожалению, нам пора. Попрощаемся с дымковскими игрушками полетим обратно.
Дети прощаются, садятся на ковер
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
-Ой, смотрите, ребята! Внизу стоит еще одна деревенька, а там какие-то игрушки. Давайте спустимся и посмотрим, что это за игрушки. Согласны?
Раз, два, три, четыре, пять
Приземлимся мы опять!
Стоит Филимоновский домик, рядом пано с картинками филимоновских игрушек
-Что это за деревенька? Что это за игрушки? Вы их узнали, ребята? (ответы)
-В деревне Филимоново раньше лепили игрушки из глины к празднику. И все- свистульки. Смешные придумывали свистульки: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат.
-Чем отличаются фигурки филимоновских игрушек от дымковских? (Филимоновские игрушки стройные, вытянутые. У всех животных сильно вытянутые шеи, так что коровы были похожи на жирафов. А медведи на одноголового змея горыныча, ноги короткие)
- Какими элементами украшены? (полоски, елочки, цветочки)
-Какие краски используют филимоновские мастера при росписи своих игрушек (красный, желтый, зеленый, синий)
-Ребята, предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Выбери узор»
Дети делятся на две команды. 1 команда «Дымково», 2 команда «Филимоново»
Командам даются карточки с элементами дымковских и филимоновских узоров. Команды должны выбрать нужные карточки с узором.
-Отлично справились с заданием! Молодцы!
-А это что за ложки? Какие на них узоры? А для чего нужны нам ложки? Где их модно использовать еще?
(раздаем ложки, встаем в круг)
Танец с ложками «Барыня»
Вед. Ой ребята, посмотрите, какая то коробка, что же здесь еще у нас лежит в коробочке? Да это же дымковские игрушки! (Нечаянно роняет ивысыпает картинки осколки)
-Разбились нечаянно! Ребята помогите, игрушки из осколков вы сложите.
Игра «Сложи игрушку из осколков»
(дети играют под музыку)
(Находит мешок с баранками не настоящими)
Посмотри-ка дружок,
Здесь какой то мешок!
Я в мешочек загляну.
Что лежит в нем покажу. (тянет из мешка за веревку и нечаянно рассыпает баранки)
Звучит музыка
Игра «Собери баранки на веревку»
-Молодцы, хорошо поиграли, справились с заданием
А теперь ребятки, становитесь в хоровод
«Как у наших у ворот» (Одеваем маски встаем в кружок)
-Ребята посмотрите, еще один мешок. Откроем?
А здесь не плюшки не ватрушки,
А настоящие баранки да сушки!
-Ну, а теперь пора в путь- дороженьку. Нас ждет детский сад.
А сушки да баранки мы с собой возьмем
И сейчас в саду мы чайку попьем!
Садимся скорее на волшебный ковер самолет
Раз, два, три, четыре, пять
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся
Глядь и мигом приземлимся!
Отдохнули все по-праву?
Мастерам воздали славу?
Что узнали не забудем
Долго долго помнить будем!
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
Подходи кто хочет чай
Да в стаканы наливай
И Ванюшке моему
Чаю тоже я налью
И вы гости не сидите
и к столу все подходите!
(Угощаем чаем из самовара с баранками да сушками)