Наталья Данилова
Проект: «Знакомство детей с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство детей с русским народным творчеством».
Подготовила: Данилова Наталья Сергеевна
Актуальность темы:
«Воспитание, созданное самим народом
и построенное на народных началах,
имеют ту воспитательную силу, которой
нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или
заимствованных у других народов».
К. Д. Ушинский
Публикация «Проект: „Знакомство детей с русским народным творчеством“» размещена в разделах
Родная культура – это неотъемлемая часть души человека. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Сроки: долгосрочный, декабрь - май.
Цель проекта : знакомство детей с устным народным творчеством посредством потешек, сказок, считалок, загадок, игр.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, умение слушать и воспринимать услышанное;
2. Воспитывать в душах детей отзывчивость, любовь и уважение к ближнему;
3. Обогатить познание детей в области русских народных потешек, игр, сказок, загадок.
Участники проекта : дети второй младшей группы, педагоги, музыкальный работник и родители.
Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта : Картотека потешек, загадок, игр. Создание книжек-малышек своими руками. Итоговое занятие-развлечение для детей.
Мониторинг в начале проекта
(Приложение 1)
Вывод: По данным диагностики детей второй младшей группы видно, что из 24 детей 3 балла получили 8 детей, 2 балла- 11 детей, 1 балл-5 детей.
Первый этап – подготовительный:
1. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
2. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
3. Подобрать материал и оформить уголок по теме «Русское народное творчество».
4. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями сказок, потешек.
Второй этап – основной:
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
1. Разучивание потешек, загадок.
2. Знакомство детей со сказками и с народными играми.
3. Составление коспектов по данным темам. (Приложение 2)
Перспективный план работы по развитию речи посредством фольклора
в разных видах педагогической деятельности с детьми второй младшей группы
Месяц Тема Форма проведения Содержание
Декабрь
1 неделя «Домашние животные» Беседа, развлечение Сюрпризная сценка «Петрушка в гостях у ребят». Повторение потешки «Кисонька Мурысенька». Чтение р. н сказки «Зимовье зверей».
2 неделя «Зима. Одежда» Беседа, инсценировка Обыгрывание сказки «Зимовье зверей». Загадки о одежде.
3 неделя «Подарок Деда Мороза» Заучивание,игра, художественное творчество - рисование Знакомство с потешкой «Уж ты зимушка-зима». Песня – игра «Как у дедушки мороза».
Загадки о зиме. Коллективная работа – рисование елочки.
Январь
1 неделя «Зима. Зимние забавы.» Беседа, инсценировка, игра Знакомство детей с потешкой о зиме : «Ты, мороз, мороз, мороз». Проговаривание отдельных фраз за воспитателем. Чтение сказки «Рукавичка», пересказ и проигрывание сказки. Игры «Мороз красный нос», «Зайка беленький».
2 неделя «Зима. Накорми птиц»
Беседа, пересказ Чтение сказки «Снегурочка». Разучивание потешки «Птички», загадывание загадок о птичках. Рассматривание картин, иллюстраций к потешке.
3 неделя «Приятного аппетита» Художественное творчество - аппликация, беседа Сочинение сказки «Наша снегурочка». Коллективная аппликация «Снегурочка». Познакомиться с бытом русского народа. Конспект.
Февраль
1 неделя «Поможем Федоре» Сюжетно-ролевая игра Продолжить знакомство с бытом русского народа. Поход в музей сада. Чтение сказки «Теремок». С-р игра «Дом».Инсценировка сказки «Теремок».
2 неделя «Я и моя семья» Беседа, инсценировка Потешка «Моя семья», инсценировка русской народной сказки «Репка». Д\игра «Кто за кем тянул репку».
3 неделя «Папин праздник» конкурс Чтение сказки
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
4 неделя «Транспорт» Беседа, игра Потешка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Игра «Лошадки».
Март
1 неделя «Мамин праздник» Беседа, инсценировка Сказка Волк и семеро козлят» проигрывание,
2 неделя «Дом в котором я живу» Инсценировка,художественное творчество - лепка Чтение и обыгрывание сказки «Три медведя». Лепка «Миски для трех медведей».
3 неделя «Профессии» заучивание Знакомство со считалочками.
4 неделя «Весна красна» развлечение Потешка «Весна красна». Коллегтивная аппликация «Весна».
Апрель
1 неделя «Домашние птицы» Беседа, игра Чтение сказки «Гуси-лебеди». Подвижная игра «Гуси-гуси га-га-га»
2 неделя «Кто живет под водой» Инсценировка, ирга Пересказ и обыгрывание сказки «Гуси лебеди». Пальчиковые игры по знакомым сказкам.
3 неделя «Насекомые» Беседа,игры Загадки про насекомых. Потешка «Божия коровка».
Д/и «Картинку собери, потешку расскажи».
4 неделя «Если хочешь быть здоров» Беседа, конструирование Чтение и обыгрывание сказки «Заюшкина избушка» Конструирование – «Домик для лисички». Повторение знакомых потешек используемых при умывании, при еде, перед сном, после сна. Дети представляют свои книжки-малышки, рассказывают потешку.
Май
1 неделя «Садовые цветы» Художественное творчество - рисование Чтение потешек про дождик. («Дождик, дождик пуще», «Дождик-дождик», игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка и дождик».
2 неделя «Здравствуй, Солнышко» Художественное творчество- аппликация Потешки «Солнышко-ведрышко», «Солнце смотрит к нам в окошко». Игра «День – ночь». Коллективное рисование «Наше солнышко».
3 неделя «Водичка-водичка» пересказ Представление книжек-малышек, рассказывание сказок.
4 неделя итог Повторение знакомых сказок, потешек, считалок.
Третий этап – заключительный:
Мониторинг на окончание проекта (Приложение 1)
Вывод: По данным диагностики детей второй младшей группы в конце года видно, что из 24 детей 3 балла получили 15 детей, 2 балла - 6 детей, 1 балл - 3 детей.
Изготовление книжек-малышек.
Развлечение для детей «Мы Весну-красну встречаем!»
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций». Приложение 3)
Ожидаемый результат:
Для детей :
- Познакомить детей с произведениями русского фольклора, формировать интерес к устному народному творчеству.
- Научить использовать детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен и играть в русские народные игры.
- Обыгрывать народные сказки.
Для родителей:
Понять и изучить роль фольклора в развитии детей.
Результаты:
После окончания проекта дети стали больше интересоваться традициями нашего народа. Ребята пересказывают и обыгрывают фрагменты знакомых сказок, потешек, с удоольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре.