Ольга Баракова
Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Вельска»
структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка»
«Знакомим дошкольников
Творческий проект
в старшей - подготовительной группе для детей с нарушениями зрения
Публикация «Творческий проект „Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Каргопольская игрушка
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Авторы: Баракова Ольга Евгеньевна
(учитель-дефектолог,
Прибыткова Галина Сергеевна,
Чистикова Любовь Владимировна
(воспитатели)
г. Вельск, 2018 г.
Тип проекта : фронтальный, краткосрочный, творческий
Участники: тифлопедагог, воспитатели, родители, дети старшей-подготовительной группы для детей с нарушением зрения
Актуальность:
Последнее время большое внимание в ДОО уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Как известно, самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство из них развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к самым истокам, в первую очередь - к народной игрушке. Именно русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. А для детей с нарушением зрения также является прекрасным средством развития зрительного и осязательного восприятия.
Проблема:
Во время изучения лексической темы «Россия – Родина моя» выяснилось, что дети мало знают о родном крае, его традициях, культуре, народных промыслах. Данная тема особенно заинтересовала детей, когда речь зашла о русской народной игрушке. У детей возникло множество вопросов, появилось желание узнать больше о старинных игрушках нашего края.
Цель:
Формировать у детей с нарушениями зрения знания о русских народных промыслах на примере северной каргопольской глиняной игрушки;
Задачи:
• познакомить с историей возникновения каргопольской глиняной игрушки, рассказать о мастерах и народных умельцах;
• дать понятия о традиционной технике и этапах изготовления игрушки;
• расширять представления о жизни и труде крестьян в деревне;
• знакомить с русским фольклором;
• расширять представления о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве;
• развивать творчество и фантазию детей;
• обогащать словарный запас;
• развивать зрительное восприятие, зрительные функции, осязательное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;
• вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению с каргопольской глиняной игрушкой;
• воспитывать уважение и любовь к северной народной культуре.
Гипотеза:
Если взрослые и дети будут больше знать о своем крае, труде и жизни людей, народных промыслах и культуре, то они будут больше любить и ценить землю, на которой родились и живут, беречь и с уважением относиться к своей малой Родине.
Содержание проекта :
1. Подготовительный этап.
Деятельность педагогов:
• Введение детей в проектную деятельность;
• Разработка проекта, этапов его реализации;
• Выбор форм работы по реализации проекта;
• Выбор форм работы с родителями;
• Сбор информации и изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;
• Подбор материалов, игр;
• Организация развивающей среды.
Деятельность детей:
• Принятие проблемы;
• Сбор информации совместно с родителями и педагогами
Деятельность родителей:
• Поиск информации по теме проекта;
• Подбор материалов для альбома, видео-презентаций;
• Заготовка глины для лепки.
2. Основной этап.
Деятельность педагогов:
• Проведение ООД «Как играли наши бабушки», «Каргопольская глиняная игрушка», составление с детьми рассказов о каргопольской игрушке;
• Показ видео-презентации «Каргопольская игрушка»;
• Экскурсия в магазин народных промыслов «Медовая лавка»;
• Экскурсия в Дом детского творчества («Радость творчества»);
• Экскурсия с детьми в библиотеку («Северная народная игрушка»);
• Оформление альбома с иллюстрациями «Каргопольская игрушка»;
• Оформление фотоальбома «Мастера и мастерицы»;
• Организация продуктивных видов деятельности:
-аппликация «Каргопольские уточки»,
-лепка из пластилина «Каргопольские свистульки»,
-рисование «Каргопольская барышня», «Каргопольские узоры»,
-конструирование из бумаги «Птица»
-лепка из глины «Полкан» (в парах) с последующей росписью фигур
• Рассматривание с детьми оригинальных игрушек;
• Проведение дидактических игр и упражнений: лото «Русские узоры», кубики «Составь узор», «Разрезные картинки», «Рисунки Попельрейтера», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Скопируй», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту», компьютерные игры;
• Организация подвижных народных игр;
• Создание мини-музея;
• Чтение художественной литературы по теме;
• Оформление стендовой консультации для родителей «Как знакомить детей с народными промыслами на примере каргопольской глиняной игрушки»;
• Фотофиксация.
Деятельность детей:
• Посещение ООД;
• Участие в экскурсиях;
• Участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
• Прослушивание сказок;
• Совместное с родителями изготовление игрушек
• Участие в играх
Деятельность родителей:
• Совместное с детьми изготовление игрушек для мини-музея;
• Оформление альбома «Каргопольская игрушка»
3. Заключительный этап.
Деятельность педагогов:
• Оформление выставки, мини-музея;
• Фотоальбом «Мастера и мастерицы» (показ родителям)
• Благодарность родителям за участие в проекте;
• Презентация проекта.
Деятельность детей:
• Помощь в оформлении мини-музея «Каргопольская игрушка»;
• Участие в выставке рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, теста, глины;
• Просматривание альбомов «Каргопольская игрушка», «Мастера и мастерицы»
• Участие в презентации игрушек, мини-музея.
Деятельность родителей:
• Знакомство с выставкой, альбомами.
Системная паутинка по проекту :
Познавательное развитие:
-ООД;
-Экскурсии;
-Просмотр видео-презентации;
-Д/игры, упражнения;
-Альбомы;
-Мини-музей;
Речевое развитие:
-Чтение художественной литературы;
-Презентация игрушек, изготовленных вместе с родителями;
-Рассматривание альбомов;
-Д/игры и упражнения;
-Составление рассказов о каргопольской игрушке;
Социально-коммуникативное развитие:
-Экскурсии в библиотеку, магазин, ДДТ;
-Совместное с родителями изготовление игр;
-Д/игры с педагогами;
-Лепка «Полкана» в парах.
Художественно-эстетическое развитие:
-Продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация;
-Совместное с родителями изготовление игрушек;
Физическое развитие:
-Подвижные игры;
-Пальчиковые игры.
Перспектива
Впоследствии планируется использовать накопленный материал в течение всего учебного года, интегрировать его в лексические темы «Домашние животные», «Дикие животные», «Человек», «Семья», «Профессии», «Россия – Родина моя». Это позволит в течение более длительного времени рассказывать детям о жизни Севера, народных традициях, приобщать их к культуре, творчеству, красоте родной земли.
Список литературы:
1. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. /Л. : Художник РСФСР, 1986.
2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М. : Мозаика-Синтез, 1996.
3. Каргопольская игрушка. Учебное издание /М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера как средство воспитания. /Архангельск,2004.