Юлия Иншакова
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников посредством народного творчества»
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе „Развитие речи детей старших дошкольников“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта :
- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
Задачи проекта :
- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
- Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
- развитие творческого мышления, детской фантазии.
Ожидаемые результаты:
- активизировалась познавательная деятельность детей.
- пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;
Участники проекта : дети старше-подготовительной группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : творческо - театрализованный.
Продолжительность: 26.03.2018 г. - 04.04.2018 г.
Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап - подготовительный
- составление плана работы:
- развитие речи детей средствами народного творчества;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап - практический
- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества :
- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап - заключительный
- работа с родителями:
- консультации по теме проекта;
- создание тематических папок с приобщением родителей;
- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Работа с родителями
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
1. Беседа с родителями по теме.
2. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
3. Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
4. Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки»
Содержание практической деятельности с детьми.
Дата Мероприятия
26.03.2018 г. -27.03.2018 г. Оформление книжного уголка.
28.03.2018 г. Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
29.03.2018 г.
Обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико»,
«Травка-муравка со сна поднялась».
30.03.2018г.
Занятие по развитию речи «Путешествие в страну фольклора».
Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
02.04.2018г.
Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.
Беседа на тему "Русские ремесла".
Рисование иллюстрации к любимой сказке.
03.04.2018 г.
Разучивание русских народных песен, присказок, пословиц. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.
04.04.2018 г.
Подвижная игра «Бабка Ежка» Описание: В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка – Костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает. русский народный танец с ложками.
В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.
Пословицы:
"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".
"Берегись бед, пока их нет".
"Береженого и бог бережет".
"Здравствуй! Здорово, коли не шутишь".
"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".
"Лукавство не велико, а сторожность есть".
Чистоговорки:
1. Дедушка у ФЕДЕНЬКИ
Старенький и СЕДЕНЬКИЙ.
У Анфисы в СЕТКЕ
Вкусные конФЕТКИ!
Детские загадки про колобка.
2. Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
(Колобок)
3. Прямо с полки, за порог.
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?. (Колобок)
4. Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался. (Колобок)
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
5. Круглолиц, без рук, без ног,
Он из сказки. (Колобок)
6. На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный. (Колобок)
С. Мельников
3 этап - заключительный.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.