Волненко Татьяна Николаевна
Творческий проект «Берёзы русская душа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
С приходом научно – технического прогресса изменился человек и его отношение к окружающей действительности.
Научно – технический прогресс дал человечеству уникальную возможность осуществления своих идей, о которых он раньше даже не мог мечтать: это и телевидение, Интернет, сотовая связь, усовершенствованные строительные материалы. Человек уподобился машине из-за бурного темпа жизни.
Публикация «Творческий проект „Берёзы русская душа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
В погоне за достижениями цивилизации люди перестали общаться друг с другом, природой. Разучились делиться эмоциями, восхищаться красотой, получать истинное удовольствие от гениального полотна художника, чудного пейзажа, мастерски выполненного художественного изделия.
Экологический кризис продвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов.
Ведущие отечественные и зарубежные ученые Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс и др. считают, «что истоки экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или недостаточного развития духовности».
По словам С. Николаевой: «Кризис духовный – ещё более опасный, чем кризис экологический, его результатом является интеллект, вышедший из под контроля нравственности».
Поэтому проблема развития духовной сферы человека является, на сегодняшний день, очень актуальной.
«Духовность – это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности».
Воспитывать душу необходимо с детства. Современная система образования в России ориентирована на развитие личности человека.
Дошкольное детство – начальный этап становления ребенка, как личности духовной, образованной, тонко чувствующей и понимающей красоту и доброту.
Ребенок дошкольного возраста, находясь в самом начале своего развития, имеет большой потенциал духовности. Для реализации этого потенциала, необходимо воспитание, способное обеспечить развитие у ребенка таких качеств как:
• Дружелюбие и открытость могут стать началом доброго отношения к миру, природе, людям.
• Развитие способности сопереживать и сочувствовать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.
• Активность, стремление к деятельности могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска приложения своих сил.
• Умение радоваться, замечать хорошее в любых его проявлениях, может быть началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире.
Актуальность проекта в том, что он способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ним, воспитывает интерес к окружающему и желание передать чувства, эмоции через продуктивные виды деятельности. Поэтому проведение бесед перемежается с наблюдениями, в уголке природы, участке детского сада, ближайшем природном окружении, рассматриванием картин, чтением художественных произведений.
Природа и искусство, на мой взгляд, занимают ведущую роль в формировании духовного мира, становлении личности ребенка и предполагают развитие в нем природных задатков, творческого потенциала и специальных способностей.
Цель проекта:
Расширить знания детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом.
Задачи:
• Расширить знания детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире;
• Учить понимать «язык изобразительного искусства» (цвет, композиция, ритм);
• Формировать у детей умение давать эстетические оценки, высказывать свои суждения относительно рассматриваемых репродукций;
• Совершенствование технических навыков изображения предметов растительного мира;
• Способствовать использованию в работе разных способов рисования: гуашевыми, акварельными красками и другими художественными материалами;
• Развивать творческие способности детей при изображении сюжета;
• Уточнить представление детей о линии горизонта, о величине предметов;
• Приобщить детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности;
• Воспитывать у детей трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять ее красоту.
Вид проекта: творческий, долгосрочный
Участники проекта:
• Дети подготовительной группы;
• Родители;
• Воспитатель
Условия реализации проекта:
1. Вариативная наглядность:
• репродукции художников по данной теме (см. Приложение № 1)
• фоторепродукции с изображением берёзы в разное время года и суток.
• книжные иллюстрации.
• рисунки, коллажи детей и взрослых.
• спилы, кора разных деревьев.
• изделия из берёзы: древесины и бересты, фармакологические и косметические продукты.
• листья берёзы по спектру.
2. Наблюдения за природой во время прогулок, экскурсии в парк, лес.
3. Чтение детской художественной литературы:
• стихов;
• рассказов;
• сказок;
• поговорок;
• пословиц;
• загадок;
• примет;
• слушание музыки, песен.
(Смотри приложение №2.)
4. Просмотр видео и слайдов;
5. Самостоятельная художественная деятельность на занятиях.
6. Оформление выставки рисунков.
Проблемная ситуация «Есть ли у берёзы тайна?»
Предлагаемые вопросы детям:
• Почему берёза белая?
• Зачем берёзе быть белой?
• Что за чёрные чёрточки на белом стволе? Зачем они?
• Что значит «берёзка линяет»?
• Что можно сделать из наружной части коры?
• Что можно сделать из внутренней части дерева?
• Почему берёзу называют повислой?
• Какой лист упал с берёзы вчера, сегодня, давно.
(смотри дидактическую игру «Спектр листьев»)
• Зачем мы на прогулке закрывали корни берёзы опавшими листьями?
• Почему говорят «Осень берёзке листочки позолотила»?
• Почему берёзу называют «Дерево-целитель»?
• Почему говорят «берёзка плачет»?
• Зачем женихи на Руси дарили невестам лапти-берестянки?
• Где встречаются названия, связанные с берёзой?
• С кем дружит берёзка?
• Какие подарки приготовила берёзка для художников?
Вывести детей на то, что в решении этих вопросов могут помочь иллюстрации, репродукции картин, фотографии, наблюдения, чтение художественных произведений и их внимательное слушание.
Ожидаемый результат:
• Подбор репродукций картин и иллюстраций, а так же стихов, сказок, поговорок и пословиц, загадок, собранных детьми и родителями на тему «Люблю берёзку русскую» и оформление их в картотеку.
• Оформление выставки репродукций картин художников, фотографий.
• Определение творческой самостоятельности в деятельности: умение смешивать цвет, получать дополнительные оттенки, владение художественными материалами и техниками, умение отстаивать свою точку зрения, оформление диагностики.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – январь 2017-2018г. г.)
Виды детской и взрослой деятельности:
• Беседы на тему: «У берёзы русская душа»
«Дерево-целитель»
«Какими материалами пользовались художники»
«О чем думает берёзка»
«Вторая жизнь дерева»
• Рассматривание репродукций картин (см. приложение №1)
• Наблюдение за состоянием берёзы в разное время года и суток на прогулках с педагогами детского сада, в выходные дни и будни – с родителями.
• Слушание музыки, стихов, поговорок, загадок, примет
(см. приложение №2, 3)
• Рисование по темам: «Лесная красавица»
«Вторая жизнь дерева»
«У берёзы русская душа»
Этапы работы над проектом:
• Познавательные занятия – беседы по изобразительной деятельности «Что поведала картина?», «Цвет и настроение»;
• Знакомство детей с пословицами, поговорками, загадками, народными традициями, связанными с берёзой;
• Рассматривание картин и геральдической символики;
• Экскурсии в парк, лес.
• Организация игр, хороводов, пение песен, по запланированной теме.
• Физкультминутки.
• Дидактические игры.
• Составление рассказа по рисунку.
• Оформление выставки рисунков в групповой комнате, в холле детского сада.
Этапы работы над проектом.
Наименование Мероприятия Срок Результат
I этап
Вводный (совместно с детьми) - Прогулки, экскурсии на участок детского сада, в парк, лес.
- Постановка проблемной ситуации Сентябрь Заинтересовать детей предстоящей деятельности
II этап
Накопление знаний детей в разных видах деятельности - дидактические игры (см. прил. №4)
- НОД (см. прил. №5)
-беседы
-чтение художественной литературы;
- заучивание стихов по теме
- пластические этюды Октябрь-декабрь - Картотека стихов, загадок, потешек, поговорок
- Подборка репродукций художников, фотографий и иллюстраций
- Поиск и запись информации о берёзе, её строении, условиях произрастания, народных традициях, связанных с ней
- дидактические игры по теме
- детские рисунки
III этап
Презентация выставки детского творчества - Оформление выставки детского творчества «Люблю берёзку русскую»
- Открытое занятие для воспитателей и родителей «У берёзы русская душа»
- Участие в выставке детского творчества среди дошкольных учреждений города «Деревья»
- Диагностика детей (см. приложение №7)
- Рассказы детей по рисункам (см. приложение №8) Декабрь – январь Выставка детских рисунков (см. прил. №6)