Марина Харламова
Значимость Зоны ближайшего развития (ЗБР) и Пространства детской реализации (ПДР) в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Образование — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. А обучение в системе дошкольного образования-это то обучение, которое ведет за собой развитие, т. е. развивающее обучение. Термин «развивающее обучение» ввел в 1960-е годы педагог и психолог В. В. Давыдов. Но в шестом дополненном издании Программы «От рождения до школы» от 2021 года, мы возвращаемся к Концепции Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка. Еще в начале 1930-х годов Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка. При этом знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством дальнейшего развития. Мы знаем, что современная система дошкольного образования направлена на развитие самостоятельности, творчества, познавательной активности, поддержку детской инициативы. Но все эти качества возможны при уже сформированных определенных ЗУН, которые ребенок использует в другом формате; в других ситуацих, самостоятельно подбирая материалы и средства, место и способы деятельности и т. д. Все это возможно в организации двух пространств : зоны ближайшего развития (ЗБР) и пространстве детской реализации (ПДР)
Публикация «Значимость Зоны ближайшего развития (ЗБР) и Пространства детской реализации (ПДР) в образовательном процессе» размещена в разделах
Зона ближайшего развития (ЗБР)
Впервые понятие зоны ближайшего развития было введено Л. С. Выготским в начале 1932г. Модель, разработанная психологом, подразумевала, что сначала ребенок что-то делает в сотрудничестве с педагогом, а потом он сможет это делать самостоятельно. ЗБР-это влияние обучения на развитие; соотношение обучения и развития. Выготский объяснял, что поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения, расстояния (ЗБР). В ЗБР именно взрослый отбирает культурные образцы, показывает способы действия с ними и контролирует результаты их освоения.
У Л. С. Выготского этот процесс обучения и формирование знаний, умений и навыков характеризуется как особая форма образования, которая ведет за собой развитие — развивающее обучение. Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Если обучение не отработано на совместной деятельности взрослого и ребенка – эффективность такой учебы низкая! Это закон, а законы очень трудно обмануть. Завтра ребенок охотно будет сам делать только то, что сегодня делал со взрослым.
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка «зону актуального развития», а в ЗБР начинают складываться ЗУН в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельную деятельность, то есть в пространство детской реализации.
Пространство детской реализации (ПДР)-
создание условий для самореализации, поддержки инициативы в зависимости от интересов и желаний ребенка. Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка».
Понятия ЗБР и ПДР-противоположные друг другу. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации— взрослый следует за ребенком, помогая в его активности. Фактически мы имеем два пути развития : в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. И соответственно мы имеем двоякое значение РППС и Центров активности. С одной стороны, как набор стандартов, но с другой стороны, как действие с ними по усмотрению ребенка без влияния взрослого, что открывает новые возможности, то есть позволяет детям идти по творческому пути.
Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте.
Таким образом, мы можем сказать, что образование и развитие ребенка в дошкольном возрасте характеризуется не столько наличием РППС, сколько возможностью пребывания в двух пространствах : ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.