Анна Анатольевна Леонтьева
Значимость мотивации для профессионального развития педагогов
▼ Скачать
Леонтьева Анна Анатольевна
Старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №123 общеразвивающего вида г. Владивосток»
(МБДОУ «Детский сад №123»)
Значимость мотивации для профессионального развития педагогов
Особенности управления процессом формирования мотивации педагогов в целях повышения эффективности деятельности педагогического коллектива является актуальной проблемой на современном этапе в образовании.
Публикация «Значимость мотивации для профессионального развития педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Состояние научной разработанности проблемы мотивации профессионального развития педагогов убеждает в том, что данная проблема исследуется на философском, психологическом и педагогическом уровнях в зарубежных и отечественных исследованиях. Поскольку мотивом в психологии является динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, состояние предрасположенности, готовности действовать определенным образом, задача руководителя заключается в формировании или активизации такого состояния, то есть во внутреннем и внешнем управлении мотивацией. Таким образом, мотивация является понятием, которое используется не только при описании внутренних состояний, но и внешних воздействий, побуждающих педагога действовать определенным образом [5, с. 123].
Родоначальником термина «мотивация» стал А. Шопенгауэр, употребив в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910, он рассматривает «мотивацию», как систему внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. В настоящее время мотивация, понимаемая, как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях [2, с. 37].
Проблематика мотивации труда педагогов глубоко освещена учеными в различных аспектах: В. Г. Асеев, А. Б. Бакурадзе, В. В. Гузеев, А. Маслоу вели своим исследования применительно к проблеме мотивации трудового поведения педагогов, Е. П. Ильин, Н. Н. Вересов изучали данную проблему в психологии управления. В свою очередь П. Мартин, Ш. Ричи раскрыли мотивацию с позиций основ управленческой деятельности и оценке поведения педагогов в условиях изменений.
Сущность, факторы и условия профессионального роста педагогов рассматриваются в работах А. А. Бодалева, Т. Г. Браже, Б. З. Вульфа, П. Т. Долгова, Л. М. Митиной. Исследователи характеризуют личность педагога, его образование, развитие и профессиональную деятельность, как многоаспектную, сложную, развивающуюся систему.
Изучение вопросов по управлению процессом формирования мотивации является актуальным тем, что в эпоху научно – технического прогресса управление современным образовательным учреждением является одним из сложных процессов, где руководитель образовательного учреждения должен обладать не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но практические и теоретические знания в области управления. Среди многих руководителей образовательных учреждений распространено мнение, что знание мотивации не существенно, ведь если люди приходят на работу, то они уже чем – то мотивированы, поэтому нет необходимости усиленно заниматься этой проблемой, так как существующая внутренняя личная мотивация оказывает достаточную трудоспособность и реализацию целей, стоящих перед учреждением [3, с. 14].
Недостаточное внимание со стороны руководителей к мотивации и стимулированию работников, как средства повышения эффективности управления, приводит к необходимости быстрого и некачественного создания и развития системы мотивации труда педагогов в образовательных учреждениях. Повышение профессионального уровня педагогов, соответствующего запросам современного общества – необходимое условие, которое предъявляется к руководителю как работодателю, заинтересованному сегодня в высоком уровне профессионализма своих педагогов. Современному руководителю образовательного учреждения следует точно определить систему моральных и материальных стимулов, которые лягут в общую систему мотивирования, для сохранения в детском саду лучших педагогов и пополнения образовательных учреждений новым поколением, способным работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей [4, с. 234]. Особенно актуально это по отношению к специалистам с большим опытом работы, которые готовы поменять детский сад и школу если они не обеспечивают удовлетворение их потребностей, ведь молодые специалисты, стимулируются специальными программами. Высокомотивированные педагоги больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Эффективная система мотивации, разработанная и используемая на практике, влияет не только на творческую инициативу и социальную активность отдельного педагога, но и на итоги деятельности всего образовательного учреждения. С этой целью руководитель должен совершенствовать все имеющиеся управленческие механизмы и повышать свою квалификацию по управлению [1, с. 23].
Таким образом, достойные цели, хорошая организация, перспективные планы будут малоэффективны, если не будет заинтересованности педагогов в их реализации, то есть мотивации. Смысл работы не может сводиться только к получению заработанной платы, руководитель обязан поддерживать заинтересованность педагогических работников к содержанию деятельности, к участию в решении проблем, к саморазвитию. Изучение мотивации в образовательном учреждении обусловлена тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии.
Список использованной литературы
1. Кирдянкина С. В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 2007. - 99 с.
3. Мотивация персонала : методические рекомендации / составитель В. А. Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 51 с.
4. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
5. Управление персоналом: Теория и практика. Электронный учебник /Под ред. В. Р. Веснина. – М. : КНОРУС, 2009. – 517 с.