Симила Анищенко
Профессиональное развитие педагогов. Самообразование как фактор профессионального саморазвития
▼ Скачать
Профессиональное развитие педагогов. Самообразование, как фактор профессионального саморазвития
С. Н. Анищенко, воспитатель
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской»
Публикация «Профессиональное развитие педагогов, Самообразование как фактор профессионального саморазвития» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Изменения, происходящие в последние годы, в экономической и социокультурной жизни общества, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов, построению индивидуального профессионального развития, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию. Современные педагоги призваны быть участниками в обновлении образования на основе сохранения и приумножения его лучших отечественных традиций.
В нынешнее время особое внимание уделяют способности педагога к личностно-профессиональному развитию, в итоге это приводит к изменению приоритетов и повышению компетентности. Это производит поддержку педагогической деятельности, на личностный и профессиональный рост, на обеспечение условий для самостоятельного решения профессиональных проблем. Ведь не случайно важным научным направлением в области педагогики является разработка проблемы, которая повышает уровень профессиональной компетентности педагогов. Все что входит в профессиональную компетентность педагога определяется квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика - это обобщенные требования к педагогу на уровне его профессиональной компетентности. Отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, не стоит забывать, что усвоение знаний необходимо для выработки умений и навыков, как главного критерия профессиональной готовности.
Задача педагога состоит в воспитании активной, творческой личности, способную решать поставленные задачи, делать собственные выводы, принимать решения и нести за них ответственность.
Именно в самом начале профессионального образования педагог играет роль не только ориентира, но и формирует личность ребенка, помогает его становлению.
Для детей личность педагога и его деятельность приобретает особое значение. Его профессионализм должен быть ориентирован на каждого ребенка. Профессиональная компетентность - одно из важнейших качеств современного специалиста. В данном случае в профессиональную компетентность входит сформированность различных составляющих педагогической деятельности и педагогического общения, в которых личность педагога реализуется на уровне положительных результатов в развитии детей.
Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. Основной объем знаний и умений каждый добывает сам. Настоящее образование и есть самообразование, оно начинается только с той минуты, когда человек становится полным хозяином своего времени и своих занятий.
Самообразование - это целенаправленный и организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и вне него.
Самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. Хотя самообразование - процесс, характеризующийся большой степенью автономности. Педагог, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т. д.). И конечно, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают некий уровень знаний, умений и навыков. Для меня самообразование является методом непрерывного образования.
Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и в самостоятельном изучении научно-популярной литературы, в работе с периодической печатью, методической работой, участии в конференциях, в профессиональных конкурсах.
В практической деятельности мы с педагогами используем продуктивные формы работы: работа в методических объединениях, творческих группах, методсоветах, педсоветах. Проводим деловые или методические игры, во время которых педагоги знакомятся с различным материалом из области дидактики и методики. На таких занятиях нами решаются три основные задачи:
•помочь педагогам за короткий срок усвоить определенный теоретический материал;
• через предлагаемые формы и приемы обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при воспитании детей;
•способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов.
Активной формой развития профессиональных компетенций педагога, как показала практика, является участие в проведении образовательных декад. В рамках такой декады проводятся открытые занятия, мастер-классы. Делимся с коллегами особенностями методики и формами организации познавательной деятельности, своими приемами и находками. После проведения образовательной деятельности проводим самоанализ с коллегами. Именно благодаря взаимопосещению занятий, их совместному обсуждению, мы приобретаем навыки самоанализа, постановки целей и задач занятия. Такие недели являются обменом опыта. Для меня, как для молодого педагога, участие в неделях педагогического мастерства особо ценно.
Обучение новому нельзя считать полным, если педагог сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. В своей работе мы используем традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области дошкольного воспитания.
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие моей профессиональной компетенции сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии, используемые мной, сделали практически общедоступным большой объём информации в самых разных направлениях педагогической деятельности.
Однако каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в нашем плане самообразования есть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? Самообразование непрерывно, но планируем его поэтапно:
•повышение качества преподавания предмета (указывая показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
•разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
•разработка новых форм, методов и приемов обучения;
•доклады, выступления;
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
•создание комплектов педагогических разработок;
•проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься сaмообразованием.