Алёна Сергеевна
Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации
Максименко Алёна Сергеевна
НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
Аннотация. В работе представлена модель профессионального развития педагога в дошкольной организации. Также рассмотрены понятия «модель», моделирование»
Публикация «Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова. профессиональное развитие, организационно-методическое сопровождение педагога, инновационный подход, модель, моделирование.
Сущность организационно-методического сопровождения управления процессом профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организацииможно понять через то, что делает управленец, как он организует управленческую деятельность через создание условий, выполняя свои функции и используя совокупность средств воздействия и методы их использования, которые определяют эффективность управления.
Процесс организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организациивходит в состав инновационного подхода, так как требует иного содержания деятельности всех участников образовательного процесса на своем уровне данного управления.
Прежде чем перейти к описанию модели организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации, рассмотрим само понятие «модель», «моделирование».
Сегодня под моделью понимают такую мысленно представляемую им материально реализуемую систему, которая способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [4].
Деятельность воспитателя определяется ее целенаправленностью, ориентированностью на конечный результат деятельности самого управления и результатов совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Конкретное содержание деятельности определяется с учетом принципов, направлений деятельности, видов деятельности, функций, организационных форм. Необходимыми являются организационные условия, информационное и методическое обеспечение, способствующие результативности деятельности.
В основу содержания организационно-методического сопровождения управления процессом профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организацииположены основные принципы, выделенные А. М. Моисеевым, О. М. Моисеевой и Т. В. Некрасовой:
1. Принцип научной концептуальной обоснованности, который призван практически осуществлять «синтез практико-ориентированной науки и наукоемкой науко-ориентированной практики», критически рассматривать все то, что может предложить наука, исходя из интересов образовательного учреждения, в том числе дошкольного образовательного учреждения.
2. Принцип стратегической направленности предполагает при планировании воспитательно-образовательной деятельности закладывать поиск и реализацию новых инновационных идей личностной направленности, организацию комплексных исследований по разработке условий развития личности, диагностику социально-личностного развития воспитанников и педагогов, мониторинг личностных достижений.
3. Принцип системности предполагает выстраивание вертикальных и горизонтальных связей между участниками процесса, их ориентацию на достижение общих целей и качеств.
5. Личностно-ориентированный принцип заключается в создании благоприятной среды для социально-личностного развития субъектов, для вовлечения в образовательный процесс не только знаний и памяти, а всей целостной личности субъектов.
Внедрение модели организационно-методического сопровождения управления процессом профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации позволит :
- привлечь всех участников образовательного процесса в деятельность дошкольной организации, в совместную работу по обмену опытом и объединение усилий для развития и воспитания детей;
- установить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса;
- создать в дошкольной организации атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- оперативно информировать всех участников образовательного процесса о ходе и результатах педагогического процесса в дошкольной организации;
- создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную, совместную проектную деятельность [2].
Реализация основных направлений может быть представлена в виде основных этапов работы.
Цель первого этапа работы – формирования личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения, влияющих на развитие отношений к целям и результатам педагогической деятельности. Данный этап предполагает инициирование педагогического процесса, способствующего формированию ценностного сознания педагогов, как процесса изменения установок, направленности педагогической деятельности, базовых ценностей, развития профессионально-значимых личностных качеств; как процесса, влияющего на профессиональное сознание педагога, определяющего его профессиональное поведение. На данном этапе работы особое внимание уделяется освоению педагогом рефлексивной позиции
Цель второго этапа – формирование системы психолого-педагогических и методических знаний, обеспечивающих выбор содержания и средств организационно-методического сопровождения управления процессом профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации. Это требует вовлечение педагога в критический анализ, конструирование системных знаний и обеспечивается за счет использования активных методов обучения (диалоговые игры, моделирование ситуаций реальной профессиональной деятельности, анализ конкретных педагогических ситуаций, семинары-практикумы, дискуссии, проблемные лекции).
Третий этап направлен на развитие и совершенствование системы педагогических умений, необходимых для осознанного обеспечения процесса организационно-методического профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации. Четвертый этап совместная деятельность педагогов и администрации дошкольной организации, направленная на создание единого образовательного пространства. С этой целью активно внедряются в образовательный процесс интерактивные формы сотрудничества с администрацией дошкольного учреждения, позволяющие вовлечь их в процесс профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации. Интерактивные формы взаимодействия это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. При интерактивных формах работы участники могут не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. Задачей педагога в интерактивной форме взаимодействия с администрацией является выявление многообразия точек зрения, обращение к личному опыту участников, поддержка активности участников, соединение теории и практики, взаимообогащение опыта участников, облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников, поощрение творчества участников.
Пятый этап предусматривает психолого-педагогическое сопровождение личностного развития педагога. Цель пятого этапа создание социально-педагогической среды для максимального личностного и профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации. Педагог в процессе реализации профессиональной деятельности, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, образования и др.
Спроектированная модель организационно-методического сопровождения управления процессом профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организациипредставлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Модель организационно-методического сопровождения управления процессом профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации
Компонент Содержание компонента
Целевой компонент управление деятельностью педагогического коллектива по построению организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации
Концептуальный
компонент принципы работы:
• научной концептуальной обоснованности,
• целенаправленности,
• активности и сознательности,
• систематичности и последовательности,
• доступности и преемственности;
Содержательный компонент система методической работы по построению организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации
Процессуальный
компонент этапы организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации :
1 этап – формирование личностно-профессиональной позиции педагога.
2 этап – формирование системы психолого-педагогических и методических знаний.
3 этап – развитие и совершенствование системы педагогических умений.
4 этап - совместная деятельность педагогов дошкольной организации, направленная на создание единого образовательного пространства.
5 этап - психолого-педагогическое сопровождение личностного развития воспитанников.
Условия реализации модели условия реализации модели организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации
Критериально-оценочный
компонент компоненты оценки эффективности модели организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации :
1. Уровень сформированности представлений педагогов дошкольной организации о себе как профессионале (знание о себе как профессионале, эмоционально-оценочное отношение к себе как к профессионалу, поведенческий компонент представлений о себе).
2. Изучение личностно-профессиональной позиции воспитателя дошкольной организации.
3. Исследование отношений в системе «ребенок – воспитатель».
4. Изучение уровня удовлетворенности педагога качеством профессиональной деятельности в условиях дошкольной организации.
Данная модель предполагает процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса. В первую очередь, нами осуществлялась работа с педагогами, в процессе которой происходят изменения, приобретается способность к осмыслению собственной жизни и определению отношения к миру как таковому. В целом, анализ данной модели показал, каковы должны быть направления стратегических изменений. Реализация данной модели предполагает совершенствование во всех структурах дошкольного образования : в целях, в содержании образования, в области образовательных технологий, в системе воспитательной работы, в процедурах оценивания результатов, модифицировании системы мониторинга качества процесса изменений.
Построение модели организационно-методического сопровождения процесса профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организациипозволило нам представить ее системно, определить структуру, установить взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов и выделить этапы и условия ее реализации в системе методической работы по управлению данным процессом [3]
Подводя итог изложенному выше, можно отметить, что в настоящее время от педагогов требуется качественная реализация профессиональных функций : проектировочной, мониторинговой, рефлексивной. При этом педагог оказался в ситуации, характеризующейся необходимостью значительной коррекции его профессиональной компетенции, изменения в содержании и формах педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Анцыферова, Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова и др. - М., 2001. С. 27-43.
2. Дмитриева, М. А. Профессиональное долголетие / Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия // сост. и общ. ред. В. А. Бодрова. – М. : Пер Сэ; Логос, 2014. – 422 с.
3. Карпов, А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография / А. А. Карпов. Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.
4. Станкин, М. И. Профессинальные способности педагога : Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М. : Флинта, 1999. 368с.