Оксана Лисовая
Значение слуха для развития речи детей
Значение слуха для развития речи детей.
Что нужно, чтобы ребенок понимал речь и говорил
Условия, необходимые для развития речи у детей с нарушениями слуха
Что нужно, чтобы ребенок понимал речь и говорил?
Публикация «Значение слуха для развития речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты (СА и КИ) обеспечивают ребенку даже с большой потерей слуха возможность слышать тихие звуки. Означает ли это, что надев СА/ КИ, тугоухий ребенок будет, так же как нормально слышащий ребенок, воспринимать речь и говорить? Как быстро он догонит сверстников? Увы, все не так просто.
Во-первых, даже с лучшими СА и КИ малыш слышит не так хорошо, как мы, что осложняет овладение речью. Во-вторых, слышать речь — не значит ее понимать. Кошка слышит очень тихие звуки, но она не понимает речь и не говорит. Мы с вами слышим китайскую или испанскую речь, но не понимаем и не умеем говорить на этих языках. Слуховые аппараты и кохлеарные импланты заменяют только плохо работающее ухо.
МЫ СЛЫШИМ И ПОНИМАЕМ РЕЧЬ, А ТАКЖЕ ГОВОРИМ - МОЗГОМ!
Поэтому, чтобы ребенок с СА или КИ мог общаться речью, т. е. понимать речь и говорить, ему надо
1) научиться анализировать речь и другие звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов;
2) овладеть системой родного языка — знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика);
3) научиться произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения;
4) научиться общаться с другими людьми с помощью речи. Это очень важно, потому что многие глухие дети почти не говорят в повседневной жизни, хотя знают и произносят разные слова на занятии с педагогом.
5) Ребенок с нормальным слухом научается этому только к 5—7 годам, при-чем речь продолжает развиваться у него до 15 лет. У ребенка сначала раз-вивается способность анализировать речь как звуки. Параллельно с этим, но медленнее у ребенка развиваются навыки, необходимые для говорения — способность управлять своим голосом (голосообразование) и способность повторять и произносить самостоятельно те звуки речи, которые он слышит в речи окружающих (звукопроизношение). Для этого очень важно, чтобы у ребенка была потребность общаться с окружающими всеми доступными способами, а взрослые развивали бы у него эту способность. Ребенок быстрее осваивает речь, если он хочет общаться с другими, а взрослые помогают ему научиться общаться. Это является базой для развития у ребенка понимания речи взрослых (пассивного словаря и грамматики) и собственной устной речи.
6) Важно, что существует «критический» период для развития речи. Это значит, что мозг человека обладает способностью к развитию речи в огра-ниченный период жизни. По наблюдениям за детьми-маугли, которые росли в лесу, это возраст до 5 лет. После 5 лет такие дети могут овладеть только самыми элементарными навыками речи. Наиболее важны первые два года жизни ребенка, когда у него активно формируется мозг, особенно слуховые и речевые центры. Если ребенок плохо слышит, то эти центры не развиваются, пока ребенку не надели СА. Наблюдения показали, что развитие речи у детей с нарушенным слухом зависит от того, когда ребенку надели СА. Чем раньше надели СА, тем лучше его речевое развитие и тем меньше он отстает от сверстников. Почему же так важен слух для развития ребенка?
Зачем нам слух?
Чтобы слышать окружающие звуки и ориентироваться в окружающей среде.
Чтобы слышать речь других людей и научиться говорить. И это наиболее важно.
Зачем нам речь?
Чтобы понимать и общаться с окружающими людьми.
Чтобы думать.
Чтобы выражать свои эмоции.
Значит, настоящая цель развития ребенка с нарушенным слухом не столько слух и речь, сколько развитие его умения общаться с окружающими, думать и выражать свои эмоции.
Почему же нам так важен слух и речь? Потому что люди думают и общаются словами. Конечно, глухие люди тоже думают и общаются с по-мощью жестов, но эти возможности очень ограничены. Глухие люди могут научиться говорить и понимать речь путем чтения с губ, но это очень трудно. С помощью слуха научиться речи и думать намного легче, чем другим способом. Понять, зачем нам слух и речь, — помогает аналогия с шитьем. Умение пользоваться иголкой и делать правильные швы только инструмент для создания красивого платья, но без этого инструмента платья не сшить.
УСЛОВИЯ, необходимые для развития речи у маленьких детей с нарушениями слуха
1. Ребенок должен постоянно носить СА или КИ.
2. СА или КИ должны быть правильно настроены.
3. Обеспечить хорошие условия для восприятия звуков, поскольку детям
даже в СА или с КИ трудно учиться слушать в шумных помещениях.
4. Дать возможность ребенку слушать разные неречевые и речевые звуки.
5. Создать условия для общения ребенка в разных ситуациях (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей).
6. Создать условия для накопления у ребенка положительного опыта в слушании и общении.
7. В процесс развития и воспитания следует вовлечь всех, заботящихся о ребенке, — родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, сверстников, учителей и др.
У ребенка с нарушенным слухом, который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и речи является активным — это не столько обучение, сколько научение. Ребенок научается многому самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого, подражая ему, общаясь с ним и делая что-либо вместе, изучая-играя с разными предметами. Наша задача — создать ребенку условия для постоянного слушания звуков, речи и для развития умения общаться с помощью речи в разных ситуациях. Ребенок овладевает речью в течение всего дня во время обычных ежедневных дел с взрослым — во время кормления, умывания, одевания, посещения магазина, самостоятельной или совместной с взрослым игры, уборки и др.
Родители ребенка с нарушением слуха, так же как и нормально слышащего, являются основными учителями по развитию у него речи. Ребенок овладевает речью, общаясь целый день с мамой и другими членами семьи. Получасовое занятие с сурдопедагогом, даже если оно проводится ежедневно, принципиально не может решить задачу развития речи у ребенка с нарушенным слухом.
При этом мама не должна заменять сурдопедагога и превращать жизнь ребенка в круглосуточное занятие. Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра.
(по материалам книги И. Королевой, П. Янн «Дети с нарушениями слуха» ; Специальная педагогика. Санкт-Петербург, 2011.)