Наталья Балашова
Значение словесных методов и приемов для математического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Результативность и плодотворность обучения и воспитания зависят от методов. Методы определяют творчество воспитателя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ребенка.
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения и воспитания зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.
Публикация «Значение словесных методов и приемов для математического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности детей. Воспитатель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний.
Воспитатель предлагает путь познания, по которому должен идти ребенок, чтобы усвоить определенные стороны опыта человечества. Но воспитатель не просто передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.
Метод обучения - это способ деятельности, направленной на сообщение учебного материала и усвоение его детьми. Однако познавательная деятельность детей сложна, диалектически противоречива. Способы познавательной деятельности воспитателя автоматически не определяют характер мыслительной деятельности детей. Путь познания, который предлагает воспитатель, создает определенные тенденции и условия для адекватной познавательной деятельности детей.
Методы обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности детей и свойств личности позволяет найти более эффективные способы обучения.
Методы обучения зависят также от анатомо-физиологических, биологических особенностей развивающегося организма. В процессе организации познавательной деятельности детей нужно учитывать их возрастное биологическое развитие, от которого зависят многие компоненты обучения и воспитания: работоспособность, утомление, состояние творчества, физическое здоровье, гигиенические условия в детском саду.
Метод изложения характеризуется высокой активностью работы представления, воображения, мышления, но сопровождается торможением функций речи и риторики.
В детском саду методу «устного изложения воспитателя» придается первостепенное значение. И воспитатель обычно считает этот метод «легким». Недостаточно подготовленные воспитателя часто предпочитают им пользоваться взамен и беседы, и наблюдения. Но в действительности метод изложения оказывается весьма «трудным», так как для того чтобы дети со слов воспитателя получили вполне осмысленные, упорядоченные и прочные знания, искусство изложения должно быть на большой высоте.
Классификация методов обучения по источнику знаний:
• Слово воспитателя : рассказ, беседа, объяснение.
• Печатное слово : работа с книгой.
• Предметы и явления: демонстрации, действительности и их наблюдения детей, изображения.
Но и такая классификация методов не раскрывает их внутренней сущности, так как не отражает деятельности детей в процессе использования этих источников, а также не показывает психических процессов, которые с этой деятельностью связаны. Однако, будучи сравнительно простой и удобной для практического использования, эта классификация получила наиболее широкое распространение в современной педагогической литературе.
Наиболее распространена в педагогике в настоящее время классификация Е. Я. Голант, Е. И. Перовский, которая подразделяет все методы обучения на три группы: словесный, наглядные и практические. Основой такого разделения является характер учебной познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний. Если главным источником учебной информации в процессе объяснения воспитателя и усвоения знаний детьми является слово без опоры на наглядные пособия и практические работы, то все подобные способы обучения становятся похожими, несмотря на различные учебные предметы и темы. Возникает группа методов, которые называются словесными. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение.
К группе наглядных относятся методы обучения с использованием наглядных пособий. Характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру мысли ребенка. Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Поэтому наглядные методы - это и беседа, и описание, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств. Большая опора на чувственные образы, на ощущение и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ребенка. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракций и понимания изучаемых теоретических положений.