Анна Проскурина
Значение развития мелкой моторики при формировании речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития мелкой моторики при формировании речи у детей с ОВЗ.
Развитие ребенка – это чудо, предполагающее удивительное и постепенное раскрытие личности, эмоций, развитие взаимоотношений и формирование движений. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, хотя у них подобное раскрытие происходит куда медленней. Каждая новая «веха» в этом процессе становится праздником.
Публикация «Значение развития мелкой моторики при формировании речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
(Бруни М.)
Мелкая моторика -совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли к единогласному выводу о существовании связи между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей.
Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук, которые расположены очень близко друг к другу, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь.
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.
Если ребенок не посещает специализированных дошкольных образовательных учреждений, то он будет не подготовлен к обучению в школе ни психологически, не физически.
Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на педагогов дошкольного учреждения (воспитатели, психологи, логопеды, дефектологи).
Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
Работа по развитию мелкой моторики ориентирована
на общедидактические принципы:
Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.
Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.
Виды деятельности, способствующие
развитию мелкой моторики :
Пальчиковые игры и упражнения.
Эти игры увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальцы здороваются»
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.
«Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки детки наперегонки».
«Котята»
Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
Массаж рук (массажные мячики, мячики су джок).
«Мячик – ежик» мы возьмем, покатаем и потрем, пустим ежика на стол, ручкой ежика прижмем, и иголки посчитаем, потом ручки поменяем.
Игры с сыпучими материалами.
«Прятки» - достаем мелкие предметы из фасоли (горох, пшено, манка).
Игра «Осенние листочки».
«Месим тесто» - насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто, есть в печи место.
Будут-будут из печи булочки и калачи».
Игры с мелкими предметами.
- развиваем захват предмета двумя пальцами, горстью;
- развиваем зрительное восприятие (учим, повторяем основные цвета);
- развиваем координацию обеих рук.
Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности.
- рисование ватной палочкой, формирование правильного захвата пишущего предмета, развитие мелкой моторики;
- аппликация из рваной бумаги, бумага рвётся на небольшие кусочки произвольной формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются.
Конструирование из природного материала.
Игры с прищепками. Развешивание «одежды» после стирки и закрепление их прищепками.
«Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
Приделываем капельки к тучкам «Осень». (у доброй тучки - теплые капельки, у хмурой тучки холодные капельки).
Игры с резинками.
Развитие графических навыков. (Работа с трафаретами. Проводим прямые линии).
Игра «Волшебные палочки-моталочки». - развитие мелкой моторики; - зрительного восприятия; - тактильной чувствительности (мячик –мягкий, кубик – твердый,
-дифференциация понятий широкий – узкий, катится – не катится, твердый – мягкий).
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить.