Алеся Самохина
Консультация «Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка происходит в разных видах детской деятельности: речевой, коммуникативной, познавательной, предметной, игровой, элементарной трудовой, учебной. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. Эта закономерность относится и к дошкольникам без особенностей развития, и к их сверстникам с нарушениями речи.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Использование любой предметной деятельности (в том числе и изобразительной) с целью развития речи находит широкое применение в специальной педагогике. В логопедии использование разнообразной детской деятельности с целью устранения речевых дефектов наиболее полно разработано применительно к заикающимся дошкольникам. Для преодоления заикания используются все доступные виды занятий, различные игры, труд, наблюдения, режимные моменты.
Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами углубляет представления детей о предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности, формирует эстетические чувства, развивает сенсорно-двигательные навыки пальцев и кистей рук.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой, в исследованиях которой доказано, что дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.
Взаимосвязь развития творчества и речи на занятиях изобразительной деятельности отмечали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, С. А. Миронова, Т. С. Комарова, Ю. Ф. Гаркуша и др. В их работах раскрыты подходы к полноценному развитию личности как детей с нормальным уровнем развития речи, так и с проблемами. Активизация воображения, мыслительной деятельности, художественно-образных представлений детей, необходимых для творческих занятий, происходит успешнее благодаря речи. И наоборот, творческая деятельность представляет широкие возможности для развития образной, эмоциональной речи детей. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. В художественной деятельности ребенок активно усваивает образцы речи как человеческого опыта.