Галина Клюшина
Статья для учителей-логопедов «Значение сенсомоторного развития в формировании межполушарных связей у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасен и разнообразен окружающий мир. Для детей он таит множество открытий. Для ребёнка с тяжёлым нарушением речи самостоятельное познание мира затруднено. Без помощи взрослого, он воспринимает окружающий мир поверхностно. Поэтому проблема сенсомоторного развития занимает важное место в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Публикация «Статья для учителей-логопедов „Значение сенсомоторного развития в формировании межполушарных связей у детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Приступая к коррекционной работе с дошкольниками, необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности развития ребёнка, определить его сенсорный опыт. Исследования показывают, что у детей с ТНР не сформированы познавательные и моторные функции. Они испытывают трудности в зрительном и тактильном восприятии и осмыслении впечатлений. Дети затрудняются соединять сенсорный опыт со словом. Зачастую слова, обозначающие сенсорные эталоны употребляются не правильно за счёт нарушения слухового восприятия и фонематического слуха.
На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника, в связи с тем, подавляющие число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей, к сожалению растёт. Дети, имеющие проблемы в развитии речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и её смысловой единицы - слове, формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.
Таким образом, проблема сенсомоторного развития детей с ТНР приобретает всё большее значение.
Обследование детей нашей группы показало низкий уровень сенсомоторного развития. Обследование проводилось по речевой карте Илюк М. А. и Волковой Г. А., которая разработана по рекомендациям Т. Б. Филичевой и В. А. Ковшикова. Данный инструментарий входит в систему мониторинга основной общеобразовательной программы ДОУ и является составляющим мониторинга сформированности интегративного качества «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Опираясь на результаты предыдущих обследований, нами были разработаны пособия, которые способствуют сенсомоторному развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Сенсомоторное оборудование мы разместили во всех образовательных центрах группы.
В них находятся приобретё нные и авторские пособия:«Массажный коврик»,«Кто быстрее пробежит дорожку»,«Укрась торт»,«Песчаная сказка»,«На полянке», «В деревне у бабушки»,«Накрой на стол», «Моем руки», «Одень куклу».
Авторское пособие «Песчаная сказка» особо увлекает наших детей. Это деревянный контейнер наполненный песком размером 50 на 35 см. высотой 11 см. с двойным дном и электрической подсветкой. Данное пособие используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельно. Ребенок на песке оставляет оттиски или узоры пальцами по заданию педагога, по образцу и самостоятельно. Рисунок снизу подсвечивается, что придает рисунку яркий, неповторимый, загадочный колорит. Что позволяет развивать не только моторику, формировать графические навыки, но и влияет на формирование эмоционально-положительного фона ребенка. Это пособие позволяет рисовать детям, как на влажном песке, так и на сухом. При формировании межполушарных связей, особенности работы с пособием заключаются в том, что вначале ребёнку предлагается действовать поочерёдно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Упражнения усложняются движениями рук в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т. д.
Сенсорная панель «На полянке» представляет собой панель размером 60 на 80 см с изображением полянки.
На панели расположены предметы и игрушки с поверхностями из разных материалов:
-«Цветик - пятицветик», изображение цветка с лепестками из ткани разной фактуры. Серединка цветка крепится на шнуровку;
-объёмный рыжий кот с бантом на шнуровке;
-ёжик с вращающимися массажными щётками;
-солнышко- объёмный круг с шипами;
-два объёмных яблока с прорезями-«гусеницами» для шнуровки;
-ствол дерева из трёх объёмных браслетов;
-насекомые (улитка, бабочка, жук) из вспененного материала.
Эта игра способствует развитию у ребёнка познавательных процессов, таких как мышление, внимание, память, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, что в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.
На сенсорной панели расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхностей, создание опыта тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.
Сенсорная панель «В деревне у бабушки» - 60 на 80 см. На ней представлены домики домашних животных: кошки, собаки, овцы, коровы, свиньи, кролика, лошади, козы.
Каждый домик имеет разный размер, цвет и форму. Двери в домиках объёмные с замками разной сложности (задвижки, накладные, крючки и т. д.). За дверью расположен карман для картинок, который меняется в зависимости от цели игры.
Дорожки от домика к домику выложены объёмным материалом разной фактуры, для того чтобы дети могли «бегать» по ним пальцами двух рук одновременно, что позволяет развивать межполушарные связи.
Данное пособие помогает развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные», формировать и совершенствовать грамматический строй речи, развивать диалогическую и монологическую речь.
Интерактивная ширма «Накрой на стол», «Моем руки», «Одень куклу» состоит из трёх панелей (100 на 40 см., закреплённых между собой. На первой панели находятся кармашки с посудой, салфетками для сервировки стола. Она позволяет детям усвоить правила сервировки стола, культуры питания. На следующей панели находятся кармашки с предметами личной гигиены (расчёска, мыло, зубная паста, щётка, полотенце). Данная панель «Моем руки» помогает формировать навыки здорового образа жизни. На третьей панели расположены кармашки с одеждой для куклы. Алгоритм «Одень куклу» обеспечивает формирование у детей умение самостоятельно решать личностные задачи, адекватные возрасту.
Ширма «Автосервис» состоит из двух панелей (100 на 40 см.). На ней расположены инструменты и различные части машин. При «сборке» машин у ребёнка развивается мелкая моторика рук, ребёнок воспринимает цвет, форму, величину.
Повышение интереса, движения, познания - вот ключи к развитию активного обучения детей. Всё это заложено в нашем оборудование, которое позволяет повысить эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.
В своей работе с детьми мы используем не только пространство нашей группы, но и детского сада. Так в нашем детском саду организован мини – кинозал, в котором проводим непосредственно образовательную деятельность с использованием мультимедийных презентаций.
В занятия включены задания с использованием мультимедийных презентаций на узнавание неречевых звуков: «Угадай звук», «Угадай, на чём играют», «Что сначала, что потом» и др.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективнее развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного. Материал презентаций используется в организации и проведении образовательного процесса и разработан в соответствии с лексическими темами.
Подводя итоги работы по сенсомоторному развитию детей, было проведено повторное обследование, результаты которого показали положительную динамику. У детей появилась речь, дети стали общаться между собой, обращаться с просьбой к взрослому, активизировались на занятиях, пытаются строить развёрнутые предложения.
Данная система работы позволила нам сформировать межполушарные связи, что ускорило у детей процесс компенсации тяжёлого нарушения речи.
Литература:
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль. ,1998
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М. ,1988
3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном образовании. - М. ,2008