Ольга Успенская
Значение наблюдений в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Природа благотворно воздействует на все стороны человеческой личности. Она делает человека добрее и мягче, формирует способность к сопереживанию и милосердию, способствует развитию эмоциональной сферы. Природа является неиссякаемым источником духовного обогащения, эстетического наслаждения, причем оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие – через литературу, музыку, живопись и иные виды искусства. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. В процессе воспитания любви к природе осуществляется и патриотическое воспитание.
Темочки:
Невозможно переоценить значение природы для умственного развития человека. У того, кто ведет постоянные наблюдения в природе, прекрасно развита способность к анализу и синтезу, обобщению. Наконец, многие технические изобретения тоже подсказаны природой. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно образное мышление, поэтому обучение должно строится таким образом, чтобы основные сведения ребенок получал не вербальным методом, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Наблюдения в природе способствуют воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.
Наблюдения – основа чувственного познания природы, они обеспечивают формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы, развитие познавательного интереса к миру природы. Наблюдения – ведущий метод экологического воспитания детей, формирующий систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника; первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения; воспитывающий гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Дети любят рисовать и петь, играть и читать, но ни один из видов деятельности не сравнится по силе воздействия с ознакомлением с природой.
Детей надо учить видеть и наблюдать природу, иначе они пройдут мимо ее богатств, могут бессмысленно уничтожить растения, жестоко обращаться с животными. Взрослый, умеющий видеть природу и показать ее детям, создает вокруг себя атмосферу радости: дети всегда ожидают чего-то интересного. Эта открывающаяся перед ребенком перспектива нужна детям, как воздух. Кто любит родную природу, всегда найдет, что показать детям!
Наблюдения за птицами.