НИНА РОЩИНА
Опыт работы «Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование наблюдений в формировании
представлений о живой природе в средней группе
Воспитатель МБДОУ д/с № 10
Рощина Нина Николаевна
2015
Публикация «Опыт работы „Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе“ в средней группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место принадлежит наблюдению. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Это сложная, познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
Способность наблюдать - одна из задач умственного воспитания детей, важный показатель готовности ребенка к школьному обучению Актуальность определяется необходимостью использования наблюдения в формировании представлений об окружающей действительности.
Таким образом, для того, чтобы экологические представления о живой природе были более полными, чтобы экологическое воспитание осуществлялось планомерно, мной был разработан перспективный план наблюдений, в данный план включены наблюдения, содержание которых отражает живую природу, цель которых формирование знаний об объектах живой природы.
Перспективный план представляет собой планирование различных видов наблюдений в разные времена года. При составлении плана «Наблюдение за черепахой»
Цель: Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, размножается, растет). Развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к поведению животных.
Наблюдения за растениями.
Цель: Обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клена, березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, на-стурция, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
Наблюдения за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи.
Опыт с растениями. Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Содержание: обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать выводы.
В уголке природы : пронаблюдать за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление почвы, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений). Уход за срезанными цветами (смена воды, подрезка стебля).
Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель и сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.
Рассматривание и сравнение лисы и собаки
Цели. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, способ передвижения). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении — звери, птицы, рыбы, насекомые (логические задачи). Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей. Развивать мышление, учить думать, отстаивать свое суждение, развивать память.
Воспитывать выдержку, умение слушать товарищей.
Рассматривание и сравнение комнатных растений
Цели. Закрепить знания детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспидистра). Название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растением.
Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей (корень, стебель, лист, цветок, сравнивать растения, находить общее и различия. Закрепить знания детьми моделей, умение использовать их при доказательстве (форма листа, поверхность, размер, цвет, контур, расположение листьев).
Кто живет в реке и в озере
Цели. Развивать умение классифицировать обитателей рек и озер. Совершенствовать связную речь.
Наблюдение за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.
Наблюдения за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.
Опыт. Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.
Содержание. Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена кресс-салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными.
Часть семян поместить в почву. Понаблюдать с детьми, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы о необходимости почвы для роста растений.
В природе : наблюдение за птицами; подкормка птиц, ремонт и изготовление новых кормушек; уборка снега на участке, оказание помощи ма-лышам; расчистка и заливка дорожек для катания. Конкурс на лучшую постройку из снега. Украшение елки цветными льдинками.
«Растение как живое существо»
Цели. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы тепло, свет, вода, земля.
Опыт. Срезать ветки разных деревьев (береза, ива, тополь, вишня). Поставить в группе на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки (на свету или в тени).
Опыт на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений: а) луковица помещается в банку без воды в уголке природы; б) луковица помещается в банку с водой на подоконник; в) луковица в банке с водой закрывается пакетом из-под молока или другим предметом и помещается в уголке природы. Результаты опыта зарисовать.
Все опыты сопроводить моделями ( потребности растений: почва, влага, свет, тепло).
Наблюдения за повадками птиц на участке: кто что ест и какие следы оставляет.
Наблюдение за птицами. Вороны начинают постройки гнезд, воробьи щебечут, синицы поют.
Длительные наблюдения за комнатными растениями (активный рост, за деревьями (на вербе появились первые пушинки — сережки).
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей органической связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения :
I этап - подготовительный.
Цель его – вызывать у детей интерес к объекту наблюдения.
На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и дает задания к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно переходить в наблюдение, а может несколько отстоять по времени от начала наблюдения.
Вызвать интерес можно различными приемами:
А) использование личного опыта детей;
Б) краткая беседа;
В) чтение литературного произведения;
Г) рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков.
II этап - начало наблюдений.
Цель его – направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его на наблюдаемом объекте, поддержать интерес к нему.
Рекомендуется использовать прием сюрпризности, загадочности, неожиданности; игры – поручения; «Угадай-ки»; чтение литературного произведения; словесные игры; речевые логические загадки.
III этап – основной.
Цель – последовательное рассматривание (обследование) объекта и осмысление воспринятого.
На данном этапе рекомендуется использовать ТРИЗ «Чудеса прогулок», приемы фантазирования: оживление, динамизацию, увеличение, уменьшение; своеобразен прием эмпатии.
IV этап - заключительный.
Цель – подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний об объектах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.
Подведение итогов не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали.
Закончить наблюдение можно чтением художественного слова (загадки, потешки, стихотворения; пением песенки (если позволяют сезонные условия, хороводами, подвижными играми, дидактическими заданиями.
В средней группе основным приемом привлечения внимания детей служит постановка перед ними вопросов для наблюдений. Ответы детей воспитатель сопровождает пояснениями. Продуманность вопросов и пояснений имеет очень большое значение. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, педагогу следует избегать многословия. Говорить нужно только о том, что дети непосредственно воспринимают.
В работе с родителями можно порекомендовать использовать не только традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, но и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашиков В., Совместная творческая деятельность педагога и детей в программе «Семицветик». Дошкольное воспитание № 1, 2008 год.
2. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск, «Народная Асвета», 2000.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М, «Просвещение», 2001.
4. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : Пособие для воспитателей дет. сада. -2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 2000.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., Творческий центр 2004 год.
6. Захлебный А. Н., «На экологической тропе: опыт экологического воспитания». М., 2002 год.
7. Камнева Л. А., Матвеева А. К. ; сост. Камнева Л. А., под редакцией Саморуковой П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей детского сада». М., «Просвящение» 2002год.
8. Гайдамак Т., «Создание экологической тропы и методика работы на ней». Дошкольное воспитание № 7, 2003год.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. Сада: Кн. Для воспитателей дет. сада--- М. : Просвещение, 2000.
10. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения
квалификации дошкольных работников. - М. : Мозаика-Синтез, 2002.
11. Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» : Пособие для воспитателей и учителей по подготовке детей к школе. /С. Н. Николаева. -М. : Просвещение, 2001.
я использовала литературу таких авторов, как С. Н. Николаевой, Е. А. Алябьевой, Т. М. Бондаренко, О. В. Мариничевой. Основу плана составляют различные виды наблюдений, проводимых в естественных условиях и в группе. Данный план работы может использоваться воспитателями для осуществления экологического образования в ДОУ.