Ольга Удалова
Консультация Значение музыкально-ритмических движений в развитии произвольного поведения детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детства значимо как период, определяющий весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля или произвольное поведение.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности. Воля понимается как стремление достичь необходимого успеха в деятельности.
Волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в игре, ведь в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкально - ритмические движения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.
Важное место в стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников занимают ролевые игры, которые предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию, и выполнение произвольных действий, которые либо имитируют реальное явление, либо непосредственно выражают эмоциональное состояние.
В ходе ролевой игры ребенок научается ставить цели и стремиться к их достижению. Дети любят голосовые имитации (помяукать, как испуганный котенок, поговорить голосом злого волка, или доброй феи и т. п.); имитационные движения (походить как зайцы, лягушки, медведи).
Особое значение приобретают в этом контексте музыкально-ритмические движения, которые сочетают в себе развитие слухового восприятия, эмоциональную мотивацию к выполнению нужного действия, и – главное – способствуют тренировке крупной и мелкой моторики детей, развивают мышечное чувство.
Музыкально-ритмические движения в средней группе.
Важной особенностью музыкальных занятий в средней группе является формирование навыка выполнения произвольных движений, владения своим телом. Произвольными называются движения, которые подконтрольны сознанию. В этом возрасте ребёнку особенно важно овладеть крупными, мелкими и мельчайшими мышцами для выполнения конкретных задач.
Можно сказать, что все программные требования, поставленные для музыкального развития детей в средней группе, направлены именно на эту цель: формирование произвольности, сознательности. Это касается и слухового анализа, и пения, и движения, и игры на детских музыкальных инструментах.
Например, если в младшем возрасте дети выполняли движения по показу взрослого, то сейчас ребятам нравится самостоятельно выполнять их в соответствии с изменением музыкального сопровождения (играет марш – шагают, услышали быструю музыку – побежали, услышали отрывистую – попрыгали, услышали вальс – покачались).
Во время выполнения музыкально-ритмических движений, во время игры на музыкальных инструментах совершенствуются как крупная, так и мелкая моторика. Это значимая область общего развития ребёнка.
Дети приобретают чувство выдержки, чувство такта. Формируется контроль за напряжением и расслаблением мышц. Развивается мышление и нервная деятельность.
Навык владения своим телом проявляется и в двигательной имитации - когда нужно, например, передать образ петушка, котика, медведя, лисы, слона.
Задания на проговаривание имён с одновременным прохлопыванием слогов, является хорошим упражнением для развития тонкой моторики - дети учатся произвольно регулировать силу и скорость сокращения и расслабления мышц рук.
Для тренировки речевого аппарата детям предлагаем поздороваться с игрушкой или с педагогом разными голосами – громким, тихим, страшным, ласковым. Это задание дети выполняют с большим удовольствием.
Так в игровой форме детей подготавливаются к следующей, усложненной ступени развития произвольных действий – к участию в оркестре детских музыкальных инструментов.
Особенности обучению игре на детских музыкальных инструментах в среднем дошкольном возрасте.
В средней группе участие детей в оркестре не является частью самостоятельной деятельности. Детей данной группы только вводят в эту деятельность, придавая ей игровой характер. Обучение детей игре на инструментах происходит в игровой, наглядной форме.
Задачи: привлечь внимание, вызвать заинтересованность ярким звучанием инструментов.
Детей знакомят с правильными способами игры на инструментах. Педагог обращает внимание детей на их тембровую окраску, возможность изменять силу и темп. Например, звукоподражание капелькам дождя хорошо передается металлофоном и треугольником.
Постепенно ребята начинают чувствовать выразительные особенности металлофона, бубна, маракасов, колокольчика, треугольника, усваивать возможности их применения.
Мелодии используются двухчастные, обязательно контрастно сопоставленные.
Значение контрастов в музыке для развития навыка выполнения произвольных действий.
Контрасты в музыке являются средством выразительности.
Контрасты легко воспринимаются детьми, отлично решают задачу переключения внимания детей.
Контрасты в музыке служат основой эмоционального восприятия детей, помогают наглядному проявлению чувств, способствуют формированию волевых навыков для реализации ребёнком своего творческого потенциала.
На контрастах построены практически все музыкальные игры, сюжетные, несюжетные (с предметами, музыкально-дидактические.
Развивая у детей устойчивый навык различения контрастов в музыке, мы совершенствуем слуховое восприятие, одновременно тренируя волевую смену ребенком характера движения.
Смена характера музыки начинает восприниматься детьми как сигнал к смене динамического стереотипа, независимо от того, будут ли это движения крупной моторики (ходьба, бег, подпрыгивания и т. д., либо движения мелкой моторики (игра на инструментах).
Таким образом, в игровой форме мы осуществим как слуховое, так и моторное воспитание детей средней группы, заложим основу элементарного слухового анализа, подготовим детей к следующему этапу музыкального развития.
Музыкальные игры, основанные на контрастных свойствах звука
Динамические контрасты (громко – тихо). Игры «Тихо, куколка, сиди», «Кот и мыши», «Медведь и ягоды». Игры на восприятие паузы («Две чашки», игры на восприятие тишины (музыка закончилась – надо выполнить действие) – игры «Кто быстрей поднимет бубен», «Кто первый сядет на стульчик».
Звуковысотные контрасты (низкие – высокие звуки). Игры «Воробушки и автомобиль», «Птички и кот», «Зайцы и медведь».
Метроритмические контрасты (долгие – короткие звуки, или медленно – быстро). Игра «Кот и мыши», «Наш щенок в углу сидит», музыкально-дидактическая игра «Прогулка», игра «Поиграй в бубен», игра «Цапли и зайцы» («Гуляем и пляшем», игра «В гости к зайке» (Ходьба и бег).
Тембровые контрасты (сравниваем звучание инструментов). Игра «Я на пианино весело играю», песня-игра «Весёлый музыкант», «Однажды музыканты собрались выступать».
Ладовые контрасты (весело – грустно). Игра «Весёлый и грустный дождик», песня-инсценировка «Веселый и грустный утёнок».