Серпухова Людмила
Значение картинок и книжек для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Картинки служат прекрасным материалом для развития речи. Значение их для развития речи детей второго года жизни нельзя недооценивать. Уже подводя детей конца первого года к пониманию отдельных слов, нужно наряду с предметами, находящимися в комнате, и игрушками называть и изображения на картинках — людей, детей, животных, предметы обихода.
Публикация «Значение картинок и книжек для развития речи детей» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Настоящие предметы и игрушки должны быть использованы в первую очередь, так как они воспринимаются детьми не только зрительно, но и на ощупь, они могут их подержать, произвести с ними различные действия.
Если даже мы не всегда можем дать детям эти предметы и игрушки в руки, преимущество их заключается в том, что их можно передвигать, что они могут сами двигаться и издавать звуки (часы, поезд, менять свой вид (лампа, которую мы зажигаем и гасим). Картинка сама по себе меньше привлекает внимание маленького ребенка, и взрослый должен сначала сам привлечь его внимание к нарисованному изображению. Если картинки часто показывать детям и в доступной форме преподносить их содержание, они заинтересуют детей и могут быть широко использованы для развития речи.
Рассматривая картинки, дети по просьбе взрослого показывают, что там изображено, иногда называют изображенный предмет, а во втором полугодии, повторяя то, что взрослый им рассказал, отвечают на вопрос «что это?»
Во второй половине второго года картинки следует использовать не только для занятий детей со взрослыми, но и для самостоятельного рассматривания. Сначала ребенок слушает объяснения взрослого по поводу картинок, затем сам говорит, побуждаемый взрослым, а после многократных повторений картинки уже сами по себе служат для ребенка сигналом для воспроизведения слов, звуков, которые он слышал от взрослого во время совместного рассматривания. Если ребенка своевременно не приучать к рассматриванию картинок вместе со взрослым, он и в более позднем возрасте будет ими мало интересоваться, будет перебирать их молча или использует их для игры, а не для рассматривания и высказывания по поводу картинки. Отсюда легко сделать вывод, что в набор картинок, предоставляемых детям для самостоятельного рассматривания, должны быть включены картинки, многократно использованные в совместных со взрослым занятиях.
Для того чтобы облегчить узнавание предметов на картинках, следует иметь картинки, точно копирующие знакомые детям игрушки: куклу, мишку, зайку; среди родителей или шефов-школьников всегда есть рисующие, которые смогут нарисовать их на фанере во всю величину и по возможности точнее. Такие картинки желательно иметь в двух экземплярах, так как один из них сохранится как картинка, а из второго делается игрушка. Контур ее выпиливается, раскрашивается с обратной стороны и укрепляется на подставке. Дети сначала знакомятся с обычной игрушкой, потом с такой же, но необъемной из фанеры и, наконец, с картинкой, по возможности точно воспроизводящей игрушку.
Кроме картинок, для детей около двух лет хорошо использовать и книжки. Дети охотнее рассматривают книжки, чем картинки. Все то, что сказано выше в отношении картинок, применимо одинаково и к книжкам, потому что они могут содержать ряд картинок, не связанных между собой по содержанию.
Хотя взрослые обычно не читают детям текста книги, а рассказывают содержание, изредка надо показывать им, что книжка читается. Подражание чтению тоже может послужить толчком для упражнения ребенка в лепете.
Аналогичную, побуждающую ребенка к речи роль играет и рисование. Если взрослый сам рисует детям и рассказывает им о своих и детских рисунках, то дети много говорят, когда рисуют или рассматривают рисунки свои и других, даже если они состоят из одних штрихов и каракулей.
Совместное рассматривание картинок ребенком и взрослым создает благоприятные условия для применения приемов непосредственного обучения речи, а также дает ребенку много новых впечатлений.