Косарева Анастасия
Запуск речи у детей с тяжёлой речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
по методике Т. Н. Новиковой-Иванцовой» (Тамара Никифоровна)
Методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов
дошкольных учреждений Южного округа г. Оренбурга
Запуск речи у детей с тяжёлой речевой патологией
по методике Т. Н. Новиковой-Иванцовой
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ
«Детский сад № 20»
Косарева Анастасия Александровна
г. Оренбург, 2024 г.
Тема: «Запуск речи у детей с тяжёлой речевой патологией по методике Т. Н. Новиковой-Иванцовой» (Тамара Никифоровна). Слайд 1.
Данная методика эффективна в работе с неговорящими детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, при всех формах алалии, афазии, дизартрии, при сложных сочетанных дефектах с тяжелой речевой патологией, а также для детей с РАС.
Слайд 2. Автор методики - Тамара Никифоровна Новикова-Иванцова - заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор ГОУ специальная начальная школа-детский сад V вида № 1708 для детей с ОВЗ, г. Москва.
Работа логопеда по данной методике ведется на направленной предметной деятельности ребенка и речевой деятельности логопеда, с помощью специальной ритмизованной музыки, через телесные ощущения, через зрительное и речеслуховое восприятие.
В основе методики Новиковой-Иванцовой лежат следующие принципы:
нужно сформировать благоприятную среду для речевого развития;
выполнять практические занятия по говорению нужно регулярно.
Факторы, влияющие на развитие речи
Чтобы успешно применить методику Новиковой-Иванцовой, вы должны создать комфортную речевую среду для ребенка. На развитие речи влияет состояние высших психических функций ребенка, т. е. у него должны быть развиты мышление, внимание, память и другие когнитивные процессы.
Также чтобы сформировать благоприятную речевую среду, вы должны выполнить следующие условия:
стараться разговаривать с ребенком на разнообразные темы;
использовать новые слова;
ваша речь должна быть эмоционально окрашенной;
вы должны проговаривать слова четко и ясно;
озвучивайте ваши действия;
используйте наглядный материал и проговаривайте то, что показываете.
Методика Новиковой-Иванцовой построена на онтогенетическом принципе, т. е. в ее основе лежат этапы формирования речи. Ребенок с нормальным речевым развитием проходит все этапы, а у не говорящих детей это развитие идет с отставанием. Поэтому перед началом занятий нужно провести диагностику, чтобы определить, с какого этапа нужно начинать работу.
Крик - это самая первая рефлекторная речевая реакция ребенка. С его помощью он общается с окружающим миром. В норме он должен быть чистым и звонким. У детей с нарушением речевого развития он приглушен или его вовсе нет.
Гуление - это произнесение гласных звуков, поэтому взрослым кажется, что ребенок поет. Иногда к гласным добавляются и согласные звуки. Малыш уже пытается подражать интонациям взрослого, на этом этапе важно поддерживать его стремление к общению.
Лепетание - это повторение одного слога или слова. Некоторые родители принимают лепетание за слово. Но считать так можно только тогда, когда ребенок осознанно это использует. После лепета ребенок начинает говорить словами.
К году-полутора у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, из которых он может составлять фразы. Если у ребенка было отставание на каком-либо этапе, значит, согласно методике Новиковой-Иванцовой, с ребенком нужно его отработать. Благодаря этому малыш сможет научиться складывать слова, потом составлять фразы и предложения.
Использование сенсорных сфер
В самом начале работы по методике Новиковой-Иванцовой Т. Н. на занятиях задействуют различные сенсорные сферы:
зрительный - ребенку показывают картинки-символы звуков;
тактильные - нужно не просто говорить, как работает артикуляционный аппарат, ребенок должен почувствовать работу губ, языка и голосовых
связок;
слуховое восприятие - в работе используют мелодии-ритмы.
Особый упор в работе делают именно на темпо-ритмическую составляющую и слуховое восприятие. Поэтому в методике Новиковой-Иванцовой содержится много заданий с использованием музыки. Это помогает сформировать не только артикуляционный аппарат, но и правильное речевое дыхание.
Этапы логопедической работы
Методика Новиковой-Иванцовой - "вызывание речи" - направлена на то, чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями овладеть фразовой речью. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.
1. Предъязыковой уровень - упор делают на формирование пассивного словаря, т. е. на понимание речи. Он включает такие задания, как работа над темпо-ритмической составляющей, отработка интонации. На этом уровне отрабатывают стадию лепета. Также на этом этапе учат различать неречевые звуки и делают постепенный переход к речевым.
2. На следующем этапе ведут работу по формированию и развитию звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.
Чтобы логопедическая помощь была эффективной, нужно соблюдать последовательность, занятия должны быть регулярными.
Особенности методики
Существуют различные методики, которые направлены на то, чтобы помочь неговорящим детям. Что же выделяет работу Новиковой-Иванцовой?
1. С первых занятий включают задания на работу над темпо-ритмической стороной речи и интонацией.
2. В работе используют 6 мелодий, которые соответствуют 6 слоговым ритмам русского языка.
3. Также на начальных этапах работают над формированием правильного речевого дыхания и обучению ребенка пению.
4. Согласные звуки вызываются не изолированно, а в сочетании с гласными, т. е. в виде слогов.
5. На первых занятиях упор делают на тактильных ощущениях от произношения звуков. Именно эти особенности отличают методику Новиковой-Иванцовой.
Довольно часто логопеды используют методику Новиковой-Иванцовой для работы с неговорящими детьми. И многие восхищаются достигнутыми результатами, отмечая прогресс детей с алалией. Но некоторые среди недостатков отмечают, что нужно несколько месяцев заниматься только "пропеванием", поэтому не всем детям и родителям нравятся такие занятия. Другие включают понравившиеся задания в занятия. Но главное - это соблюдать последовательность и учитывать все особенности этой методики.
Занятия по пособию Новиковой-Иванцовой - это возможность для детей с тяжелыми нарушениями речи научиться общаться с людьми. Эта методика учитывает онтогенез речи, что позволяет максимально эффективно построить логопедическую работу.
Работа по данной методике начинается с пропевания гласных звуков. Слайд 3
Добавляем согласные звуки раннего онтогенеза. Слайд 4.
Затем соединяем слоги и начинаем работать над слоговой структурой слова. Отрабатываем на основе слогов по имеющимся карточкам.
Затем подключаем работу по книгам, которые называются «От слова к фразе». Слайд 5.
Первая книга – слова и фразы существительное + глагол (кот идёт) Слайд 6
В данном альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному многократному упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении ее в речи.
Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка - киса, мишка - миша, поросенок - хрюша, петух - петя, заяц - зая, кукла - ляля.
На данном этапе не так важно звук произносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение.
На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит.
Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет. Логопед или взрослый говорит: «мишка идет» и прямым указательным пальцем (остальные прижаты к ладони и закрыты большим пальцем) показывает на рисунок, который называется. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание.
Когда все картинки названы, взрослый дает инструкцию «Миша идет. Покажи где». Если ребенок затрудняется показать, взрослый помогает, показывая его пальцем названную картинку.
По инструкции «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на нее (сам или с помощью взрослого) фишку (кружок или квадратик красного цвета). Когда закрыты все картинки, инструкции меняются: «Миша идет. Открой картинку».
Ребенок сам или с помощью взрослого поочередно открывает все картинки. Сначала все эти задания проводятся в порядке, данном на листе: слева направо, сверху вниз. Постепенно порядок нахождения, закрывания и открывания картинок меняется.
Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого. После глагола «идет» в том же порядке отрабатывается следующий - «бежит».
Затем идет дифференциация глаголов «идет - бежит». Здесь уже меняются местами картинки с действующими персонажами. Дети не должны привыкать к определенному расположению материала, механически показывать картинки и повторять фразу. Необходимо приучать вслушиваться в речь взрослых, понимать её, ориентироваться на листе бумаги и находить нужную картинку. В дальнейшем, при предъявлении нового материала, расположение предметов меняется местами.
Вторая книга – добавляется множественное число (гуси летят, работаем с множественным числом. Слайд 7, 8.
Предлагаем работать пошагово: (Л – логопед, Р – ребёнок).
Л – покажи где – мыши.
Р – ставит указательный палец на нужную картинку, а затем закрывает её фишкой.
Л – называет последовательно: куры, дети, коты, собаки, петухи.
Р – показывает нужную картинку и закрывает её фишкой.
В итоге все картинки закрыты фишками. Затем Л. обводит рукой все картинки и говорит: «идут». Л. показывай и называй. Р. ставит палец на любую картинку и говорит «мыши идут», (самостоятельно или сопряжённо с логопедом).
Картинка закрывается фишкой. Так отрабатываются все картинки, в итоге все они закрыты фишками.
Далее Л. убирает фишку с любой картинки, говорит предложение, например: «дети идут», и предлагает Р. задание «покажи другую картинку и скажи, кто и что делает», (ребёнок говорит самостоятельно или вместе с логопедом, и. т. д.
Третья книга – добавляется дополнительное слово, (кого? что, (папа моет тарелку, составляем предложение из трёх слов. Слайд 9, 10, 11
Предлагаем пошаговую работу.
Л: «Покажи где - мама… папа… деда… баба… Вова… Тата… «Они все пьют чай.»
Л: «Покажи где – баба пьёт чай. Закрой фишкой. Так отрабатываются все картинки на листе.
Л: «Скажи – кто пьёт чай?»
Ребёнок говорит предложения из трёх слов и открывает все картинки поочерёдно. Также работаем с картинкой «ест кашу».
Далее, Л: «Покажи где ёлка… лодка… белка… кукла… мышка… чашка…»
Л: «Всё это рисует девочка.»
Л: «Покажи где – девочка рисует лодку. Закрой». Логопед говорит все предложения, ребёнок находит соответствующие картинки и закрывает их фишками.
Л: «Сажи – девочка рисует что»? Ребёнок говорит простые распространённые предложения из трёх слов и открывает поочерёдно все картинки. По такой схеме можно отрабатывать все предложения.
Демонстрация видеофрагмента с занятия по запуску речи. Показ видео.
Слайд 12. Спасибо за внимание!