Ирина Клочкова
Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи всестороннего развития :
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное значение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста:
Публикация «Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
1. изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности. А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.
Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, положительно влияют на формирование связной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
2. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует сенсорному развитию детей.
Дети определяют и называют свойства и качества предметов, сравнивают их, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
3. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитывается нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.
В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
4. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность.
Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо иметь усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием- у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, стеки, ножниц, усваивают их специфику; дети узнают свойства различных материалов: краски, клея, глины и др., возможности и особенности работы с ними
5. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма- компонентов эстетического чувства.
Интеграция видов художественной деятельности.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием.
Традиционные виды детской художественной деятельности-
рисование, аппликация, лепка и другие в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка.
Свою работу я строю на мысли о интегрированном творческом процессе, где дети могут создать эмоционально выразительные образы, используя разные техники и материалы.
Случается, что некоторый вид изодеятельности не понятен, не интересен или просто не дается ребенку. Реакцией, как правило, является отторжение данной деятельности или игнорирование. Но ведь в каждом ребенке заложено творческое начало, надо только поддержать и помочь развить желание творить.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Она менее привязана к стандарту в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, также дает более многоплановое художественное содержание, а все это обеспечивает высокий творческий потенциал. Разнообразит детское творчество.
Основной моей задачей в интегрированном творческом процессе- это создание детьми эмоционально выразительных образов, с помощью самостоятельно выбранного вида изодеятельности, элементов конструирования и соответствующих материалов и способов.
Детям намного интересней изображать конкретные предметы или образы, используя разные материалы и техники.
Первоначально основной моей работой было закрепление основных приемов работы с ножницами, клеем, красками, пластилином, стекой и др. Но постепенно работа сводится к ознакомлению детей со спектром разнообразных материалов их свойств и качеств. Например облака могут быть созданы из: ваты, ниток, пластилина, восковых мелков, салфеток, гуаши, акварели и др. материалов.
Проводя необычные занятия с использованием разных материалов и техник, мне удалось заинтересовать ребят проявлять свою фантазию и воображение, развивать волевые качества, добиваться лучших результатов, уверенности в своих силах, повысить положительный эмоциональный настрой.
Коллективные работы также очень помогают принимать активное и посильное участие детей, особенно это необходимо слабо подготовленным, но уже заинтересованным участникам. Здесь каждый проявит свои способности. Хотелось бы, чтобы таких занятий проводилось больше.
Также были созданы условия для изодеятельности в повседневной жизни. В доступном месте у ребят имеются цветная и простая бумага, картон, пластилин, клей, краски, фломастеры, восковые мелки, природный материал и др.
Способствовали также, чтобы родители проявляли интерес к детскому творчеству. С этой целью давались рекомендации по обустройству домашнего творческого уголка. Воспитывали уважение к результатам детского труда ребенка. Привлекали к сотворчеству родителей и детей, совместное изготовление новогодних украшений,
изготовление весенних цветов, украшение костюмов и группы к празднику. Также мы постоянно выставляли детские работы для показа родителям, поощряли и хвалили самостоятельность, творчество и фантазию.
На сегодняшний день в свободное от занятий время
Дети с удовольствием фантазируют в уголке изодеятельности, придумывают новые способы самовыражения, учатся применять полученные знания на практике.
Еще хотела бы обратить внимание на звуковое оформление во время занятий. Чаще всего это были классические произведения в обработке для маленьких, различные звуки природы, голоса птиц и просто приятные мелодии. Это дополнение оказывало положительное влияние на процесс работы и поведение детей.
Для развития детского творчества необходимо культивировать в ребенке эстетическое восприятие, воображение, формировать образное представление, помогать ребенку овладевать разнообразным изобразительным материалом, и чем разнообразнее он будет, тем легче детям выражать свой замысел, творческий поиск, эмоции в работе.