Анна Николаевна Кулешова
Развитие творческих способностей детей с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОНР, помимо задержки речевого развития, наблюдается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Содержание рисунка позволяет судить об уровне речевого развития ребенка, его изобразительных способностей и навыков, уровне знаний и представлений об окружающем мире, выявить проблемы нарушения эмоциональной сферы, ведь в основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования с элементами изотерапии.
В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать). За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
Я считаю, что для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей с ОНР, необходимы следующие условия: предоставление ребенку возможность творить самостоятельно; доступность любого материала для изодеятельности; атмосфера творчества; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка; комплексное и системное использование методов и приёмов; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства; овладение детьми способами изображения и индивидуальный подход к каждому ребёнку; использование нетрадиционных способов и приёмов изображения. Использование различных техник рисования в НОД и в свободное время дает положительный эффект.
Дети знакомились с такими нетрадиционными техниками рисования, как: рисование свечой, углем; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью, рисование на зеркальной поверхности, рисование печатками и различными предметами, восковыми мелками и свечой, мятой бумагой, пластилином, сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.); рисование мыльными пузырями, гротаж, кляксография с трубочкой; рисование по-сырому, на мятой бумаге; рисование на коврографе с помощью ленточек-липучек. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально - волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
Хочется отметить наиболее интересные формы работы с детьми: открытые интегративные занятия «Осеннее настроение», «Зимняя сказка»; занятия по изотерапии «Красота красок», «Фантастические образы», комплексное занятие с ИКТ «Зимние олимпийские виды спорта», «В гости к бабушке Арине», «Новогоднее приключение», «Осенние причуды», «Весна - красна» и др. Вот уже на протяжении третьего года совместно с НГУ им. Лобачевского на базе нашей группы развернута работа экспериментальной площадке: «Создание активной практико-ориентированной системы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании». Мы участвовали в проекте со студентами НГУ им. Лобачевского «Изотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОНР». Своим опытом я делилась на научно-практическом семинаре Всероссийской конференции «Система нетрадиционных технологий как условие оптимизации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении», которая проходила на базе ННГУ, наш опыт опубликован в сборнике «Гуманитаризация как стратегия развития современного образования детей и молодежи» Арзамас ННГУ 2014г, выступала с докладом в Москве на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС».
Успех в работе достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, подкреплялись в условиях семьи. С родителями проводилось: Анкетирование «Что вы знаете о нетрадиционных техниках рисования?», «Мастер класс», «Нетрадиционные технологии рисования». Так же проводились консультации:, «Чем полезны занятия творчества?», «Все, что я воображаю, на листе изображаю». Совместные выставки работ по лексическим темам (родители + дети) «Мы рисуем настроение», «Осень», «Весна - красна» и др. Устные журналы «Ступеньки творчества» и индивидуальные беседы.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОНР, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.