Галина Левашова
Развитие конструктивных и Творческих способностей средствами художественного конструирования в технике «Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие конструктивных и Творческих способностей средствами художественного конструирования в технике
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности.
Публикация «Развитие конструктивных и Творческих способностей средствами художественного конструирования в технике „Оригами“» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Творческие способности
• оригинальность
• гибкость
• быстрота
• завершенность
• активность, самостоятельность, инициативность
Конструктивные способности
• обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения
• умение планировать свою деятельность
• самостоятельно находить способы решения конструктивных задач
Обучение понимается как передача определенных программных знаний, умений и навыков и развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Решить это противоречие стало возможным с введением в действие ФГОС ДО, которые направлены на достижение следующих задач: создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Использование способов конструирования из бумаги (оригами, является эффективным средством повышения качества воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста, средством развития творческих и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием развития творческих способностей является предметно-пространственная развивающая среда группы. В зоне познавательно-исследовательской деятельности был собран материал для детского экспериментирования, включающий в себя бумагу разных цветов и фактуры. Для закрепления полученных знаний, развития тактильных ощущений были оформлены дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Что для чего?», «Найди отличия», создан альбом «Виды бумаги».
Основным является оформление уголка «Оригами» в группе, макеты с поделками, отражающие тему недели,технологические карты изготовления некоторых игрушек; бумажные квадраты разных цветов и размеров для конструирования. Уголок «Оригами» расположен рядом с уголком изодеятельности. Это обусловлено тем, что после изготовления поделки детям необходимо доработать фигурку: нарисовать мордочку животному, приклеить окна на дом и т. п. Все изобразительные средства при такой планировке находятся в «шаговой доступности».
Образовательная деятельность осуществляется в 2 блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей –НОД, -Совместная деятельность в ходе режимных моментов
2. Блок – самостоятельная деятельность детей
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми.
Формы работы с детьми:
-НОД,
-Создание игровых ситуаций
-Создание проблемных ситуаций
-Дидактические игры
С целью поддержания интереса детей
проводим различные мероприятия:
-Выставки «Новый год у ворот»
-Театрализованные представления
-Изготовление подарков к различным праздникам
Работа проходила поэтапно.
I этап – знакомство с искусством оригами, изготовление базовых форм оригами : «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; - изготовление простых поделок.
II этап – знакомство с условными обозначениями искусства оригами :
• «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
• изготовление базовых форм оригами : «двойной квадрат», «двойной треугольник».
• изготовление поделок по их схематическому изображению.
Принципы реализации обучения:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
С детьми мы провели несколько краткосрочных творческих проектов : «Небесный зоопарк (птицы оригами)», «Сказка оригами», «Удивительные животные». Обучение детей коллективному труду – одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого я предлагала детям вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.
Родителям были предложены следующие консультации : «Путешествие в мир оригами», «Бумага + творчество = оригами», «Что необходимо иметь для изготовления поделок». Также родителям была предложена памятка «Что могут делать дети 6 лет». Для того, чтобы родители могли на практике заняться изготовлением поделок, был проведен семинар- практикум «В мастерской Самоделкина», во время которого родители учились работать с различным материалом, изготовлением поделок и игрушек, в конце был проведен конкурс на самую замечательную поделку. В ходе работы родители имели возможность окунуться в атмосферу творчества, царила благоприятная положительная обстановка. Также были организованы выставки совместного творчества детей и родителей.