Елена Никулина
Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста
Игра для дошкольников - это основной вид деятельности. Через игру дети познают окружающий мир, учатся радоваться и сопереживать. В игре формируются личностные черты ребенка, он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности.
Игра - это отражение жизни, через игру ребенок учится общению.
В своей работе воспитатель использует различные виды игр: Дидактические; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры-соревнования; малоподвижные и подвижные игры, а также творческие.
Публикация «Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Я работаю воспитателем в «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ручеек». Основная задача учреждения - оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В процессе реабилитации воспитанники обучаются правилам гигиены, культуры поведения и общения, социализируются.
Работа с детьми дошкольного возраста в центре отличается спецификой и возрастными, и личностными особенностями воспитанников. В наш центр поступают дети из социально неблагополучных семей, соответственно не все дети владеют культурно-гигиеническими навыками: не умеют пользоваться зубными принадлежностями и полотенцем, не знают и не соблюдают правила личной гигиены, боятся воды. Здесь то мы и применяем различные методы и приемы: занятия, беседы, дидактические игры, художественное слово.
Чтобы ребенок овладел культурно-гигиеническими навыками, в свой план работы я включала следующие беседы: «Зачем нам нужна вода», «Для чего нужны зубные принадлежности», занятия: «Уроки Мойдодыра», «Королева - зубная щетка».
Следующий этап в моей работе как воспитателя был направлен на обучение воспитанников правилам поведения за столом, а также культуре поведения в общественных местах.
Для составления плана занятий и мероприятий по реализации этического воспитания несовершеннолетних используется различный методический инструментарий, среди которого наиболее активно применяется авторская разработка Г. П. Шалаевой, О. М. Журавлевой, О. Г. Сазоновой «Правила поведения воспитанных детей», где в сказочно-игровой форме детям дошкольникам объясняются правила этикета. Ещё в рамках этического воспитания был проведен цикл занятий по теме «В царстве вежливых наук», где на практических упражнениях-играх воспитанники учились правильно вести себя за столом и в общественных местах. В процессе реализации комплекса «В царстве вежливых наук» воспитанникам стали доступны понятия вежливость, культура поведения, культура общения.
Большая работа проделывается по формированию у детей знаний и представлений об окружающем мире и его действительности, развитию элементарных математических представлений, речи и обогащению словаря.
В этом направлении запланирован ряд занятий, по разным видам деятельности, которые всегда проходят в форме игры. Чтобы адаптировать занятия под условия нашего центра, необходимо в занятии сочетать разные виды деятельности.
Изменив структуру занятий, можно повысить их продуктивность и эффективность. Занятия выдерживаются в соответствии со структурой:
1. Вводная или подготовительная часть включает пальчиковую гимнастику (проводится с целью создания хорошего настроения у детей, улучшения мозгового кровообращения, повышения познавательной активности ребенка).
2. Сюрпризный момент (проводится с целью заинтересованности детей).
3. Основная часть включает упражнения и задания 3-4 (проводится с целью развития внимания, мышления, восприятия, памяти, Упражнения разнообразные по способам выполнения (п\игры, задания с предметами).
4. Заключительная часть - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги (проводится с целью закрепления полученного материала).
Все занятия планируются по определенной тематике с учетом принципа сезонности, например:
- математика «В гостях у Маши и медведя», «В гостях у зайчика», «Осень»;
- ознакомление с окружающим «Путешествие в осенний лес», «Осень золотая», «Зачем нам нужны витамины», «Зоопарк», «Транспорт»; «Клоун в гостях у ребят».
- художественное творчество «Подсолнух», «Птичка», «Осенние деревья».
(Приложение
С первого занятия дети не усваивают данный им материал, они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать неоднократно, в одних и тех же условиях.
В. А. Сухомлинский писал, что ум детей находится на кончиках их пальцев, поэтому необходимо давать им как можно больше заданий на развитие мелкой моторики рук, чем больше ребенок будет делать руками и пальцами, тем лучше будет развита его речь и умственные способности, следовательно он лучше будет подготовлен к школе, и легче сможет усваивать школьную программу. Для этого в план своей работы я включаю пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, точечный массаж и самомассаж. Игры с мелким конструктором «Лего», различными крупами и пуговицами разного размера, а также со счетными палочками и спичками. Детям, проживающим в нашем центре такие игры очень нравятся.
(Приложение 2).
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Приложение 1
Тема: «Клоун в гостях у ребят»
Программное содержание: Закрепляем знания полученные, на занятиях, умения и навыки в меняющейся обстановке игры.
Доставить детям радость от участия в играх, приучать к согласованным действиям, развивать чувство товарищества.
Воспитывать быстроту, ловкость и выносливость.
Оборудование: Обручи, ленточки разных цветов, шнуры, маска-шапочка кошки, палочка с привязанной бабочкой, большая конфета с сюрпризом.
Ход досуга
Клоун: Здравствуйте детки-конфетки! Это где я появился, у кого я очутился?
Дети: У нас в «Ручейке».
Клоун: А вы меня узнали? Как меня зовут? Меня зовут клоун Топ. А что это вы такие хмурые, невеселые. Улыбаться умеете как я? (Клоун улыбается и пальцами хочет сделать улыбку шире). Я очень люблю веселиться и играть? А вы любите?
Дети: Да, очень любим.
Клоун: Сейчас я и посмотрю, какие вы смелые, ловкие и быстрые. Я не просто клоун, я еще немного волшебник.
Во время игр мы с вами будем превращаться в разных сказочных персонажей.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Я превращусь в маму курицу, а вы в моих деток-цыпляток. Но нам еще нужна будет кошка, сейчас мы посчитаемся и тогда кто-то из вас превратится в кошку. (считалкой выбираем кошку).
(Объяснение правил игры). (Кошка будет спать на дорожке, а курица с цыплятами будут гулять по двору, когда кошка проснется, цыплята убегают и прячутся за мамой-курицей).
Клоун: Молодцы ребята, хорошо убегали от кошки. А теперь я хочу посмотреть как вы умеете прыгать. Ко мне прилетела очень красивая бабочка и тоже хочет с вами поиграть. Она хочет, чтобы вы попрыгали и попытались её поймать, хлопая в ладоши.
П. и. «Поймай бабочку». (Клоун держит палочку с бабочкой, завязанной на ниточке. Дети стараются поймать бабочку, подпрыгивают и хлопают в ладоши. Клоун поднимает палочку повыше, чтоб у детей были прыжки повыше. Потом бабочка поддается детям, они её ловят и игра заканчивается).
Клоун: Вы молодцы, хорошо умеете прыгать, а вот бегать, все равно не умеете как я.
Дети: Умеем, ещё лучше тебя.
Клоун: Вот сейчас мы и проверим. На этот раз мы с вами превращаемся в ящериц. Вы знаете, что когда ящерку поймаешь за хвост, она его откидывает, потому что не хочет, чтоб её поймали.
(Клоун догоняет ящерок и забирает у них хвостики-ленточки).
Клоун: Ой, какие вы быстрые, за вами и не угнаться. Вы ещё не устали играть? Будем продолжать? Мне по секрету сказали, что вы очень любите играть в эту игру?
Отгадайте загадку:
Клоун: Правильно – это самолет. Давайте поиграем с вами в эту игру.
(П. и. «Самолеты». Вспоминаем правила игры. Играем 2-3 раза).
Клоун: Молодцы ребята. Мне очень понравилось с вами играть. Вы на самом деле очень смелые, ловкие и умелые ребятишки. Но, у меня произошло небольшое несчастье. Когда я к вам шел, у меня в руках была большая конфета, я хотел вас угостить, но по дороге я её потерял. Вы мне поможете её найти.
Клоун: Когда я шел к вам, то помечал дорогу красной нитью. Давайте все вместе искать красную нитку.
(Дети ищут красную нитку, за ширмой находят «конфету»).
Клоун: Спасибо вам большое ребята, вы не просто сильные и ловкие, вы еще и очень наблюдательные.
(Клоун открывает конфету с одной стороны и достает пуговицы).
Клоун: Ребята, пуговицы разве можно есть? Посмотрите это не простая конфета, она волшебная, сейчас мы с вами что-нибудь наколдуем. Колдуем и открываем конфету с другой стороны и достаем конфеты настоящие и раздаем их детям.
Клоун: Ну вот и все. Мне пора уходить. Мне очень понравилось с вами играть, я бы еще хотел бы прийти к вам в гости. Вы не будете против? До свидания ребята, до новых встреч!
Приложение 2
Точечный массажКрылья носа разотри - раз, два, три
И под носом себе утри - раз, два, три
Брови нужно расчесать - раз, два, три, четыре, пять.
Вытри пот теперь со лба - раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи - раз, два, три.
Сзади пуговку найди и застегни.
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку.
А сюда браслетики, красивые манжетки
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики
Вот как славно потрудились и красиво нарядились.
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
Самомассаж лица "Ладошки".
Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая! (хлопки в ладоши) Правой, левую ладошку
Мы похлопаем немножко (шлепки правой рукой по левой, от плеч к кисти)
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче сделай, (руки поменяли).
А потом, а потом,
Даже щёчки мы побьём, (лёгкое похлопывание по щекам)
Вверх ладошки!
Хлоп, хлоп! (хлопки над головой)
По коленкам -шлёп,шлеп.
По плечам теперь похлопай! (хлопки по коленям и плечам).
По бокам себя пошлёпай! (шлепки по бокам).
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой! (шлепки по спине и по груди)
Справа-можем, слева-можем!
И крест накрест руки сложим! (шлепки по груди слева и справа).
И погладим мы себя.
Вот какая красота! (поглаживание по рукам, груди, бокам, сине и ногам).
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет, (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)
Дождик вышел погулять, (беспорядочные удары)
По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)
И ушел. Засох газон, (ритмично хлопаем по коленям)
Список использованной литературы
1 Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. 1986 год.
2 Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год
3 Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1999 год
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.
6. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986.
7. Гербова В. В. Воспитание детей. – М., 1981.
8. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. – М., 1997.
9. Менжерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
10. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М., 1975.
11. Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
12. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
13. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
14. Хейзинг И. Человек играющий. – М., 1992.
15. Шмаков С. А. Ее величество игра. – М., 1992.
16. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.
17. Флерина Е. А. Игра и игрушка. – М., 1973.
18. Азбука общения «Детство – пресс». 2000.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.
19. Анищенко О. А. Развиваем в игре. - Мн., Асар. 2000.
20. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991.
21. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение.